Очень часто возникает вопрос от директоров школ, завучей и учителей: «Вот у нас в школе внедрили Школу примирения, мы проводили пару раз в случаях травли, и это не помогло. И какой смысл?»
Отвечаю — в травле, действительно, никакого смысла. Точнее, смысл есть, однако есть несколько НО:
1. Программа примирения работает в травле, когда это самый зачаток травли, буквально момент перехода конфликта в травлю. Другими словами, на этапе пред-травли.
2. Программа примирения работает, когда травлю уже вылечили, доверие в коллектив вернули. Другими словами, на этапе пост-травли.
Объясню, почему. Но сначала немного «мат части».
Что такое программа примирения? Это структурированная, контролируемая программа по регулированию конфликта. Школа примирения — это специальная программа по обучению педагогических коллективов навыкам проведения программы примирения в школах. Основана Школа примирения на восстановительном подходе. Что это такое?
Восстановительный подход — это про присвоение ответственности обидчика за последствия его действий и заглаживание вреда перед жертвой. Это целый ряд мероприятий, в ходе которых обидчик должен в своей голове признать: «Я был неправ, я обидел человека, из-за меня произошло то и то, я это признаю, я готов взять за это ответственность и загладить вину». Способы заглаживания вины у детей те же, что у нас, взрослых: извиниться, шоколадку подарить, портфель починить, перечислять можно бесконечно. А в голове жертвы должно появиться: «Я не жертва, обидчик был неправ, сделав так. Он это сделал, потому что...» Порой в этом месте появляется в том числе понимание того, что жертва изначально была неправа: «Он меня ударил, потому что я его достал своими комментариями, то есть изначально был неправ я».
Как этого добиться? Это стандартные педагогические методы, которые, в общем-то, хорошо бы знать любому педагогу. Это качественный разговор с обидчиком и жертвой. Это такая техника, как «Круг доверия», его ещё иногда называют «Круг сообщества», это техника «Семейный совет». Если педагоги не знают всех этих техник и не умеют проводить глубокие, качественные разговоры с детьми и родителями, то этому можно научиться. В Москве есть организация Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», и в этой организации работает мой коллега и единомышленник Антон Коновалов, вот к нему можно обращаться. Они приедут в вашу школу (даже в регионе) и всему научат. Только дальше надо будет реализовывать самим. Антон жалуется, что чаще всего школы звонят и говорят: «Приезжайте, разрулите нам конфликт». Это так не работает. Надо учиться самим ручками.
Теперь приведу пример реализации восстановительного подхода в реальных школах. Я не специалист по восстановительному подходу, не медиатор, поэтому не имею права вас этому учить, рассказывать детали. Но, как специалист по травле, я привлекала этот метод в числе прочих в ряд школ. Я могу, как системщик, рассказать, на каких этапах это работает и как это работает. Итак, из того, что я видела. Был такой случай, например. Мальчик (назовём его Саша) стал цеплять одноклассника (назовём его Марк). Разные интересы. Саша — блогер, рэп-исполнитель, у него подкрученные родители, он с 10 лет записывает у мамы в студии свои ролики, в целом, хвастается потребительским отношением к маме: «Я ей скажу, она мне домашку сделает». В общем, не самый приятный тип. Марк, наоборот, очень нежный, заботливый мальчик. Очень любит родителей. Не понимает, как можно так повесить на маму свои дела. Не стесняется высказать об этом своё мнение. Ещё Саша периодически выдаёт такое: «О, узбечка прошла!» А Марк на это тут же реагирует: «А какая разница, какая у неё национальность?» В общем, нашла коса на камень, с 1 сентября Саша начал цеплять Марка, говорить при нём гадости, но никто не поддерживал. В какой-то момент друг Саши из другого класса на перемене поддержал, в ответ на слова Саши рассмеялся. Учителя сразу просекли, что это начало травли. Если сейчас не вмешаться, то травля будет.
Сашу и Марка собирают на совместную встречу. Из взрослых там вся школьная комиссия по примирению: завуч, психолог, классная. Дальше долгий разговор. Примерно такие вопросы задаются каждому:
— Саша, что происходит, на твой взгляд? Марк, а ты что скажешь?
— Марк, а что ты чувствуешь, когда происходит вот это и вот это? Саша, а ты что чувствуешь вот в эти моменты? А почему ты вот так сказал? Марк, а ты почему сказал вот так?
— Саша, а чего ты добиваешься? Чего ты от Марка хочешь? Марк, а ты чего от Саши хочешь?
— Марк, как ты видишь, мы могли бы сделать так, чтобы всем было комфортно? Саша, а ты что скажешь?
И всё в таком духе. В итоге выводится на то, чтобы каждый посмотрел на себя со стороны, признал свою ответственность, присвоил её и сказал, что он конкретно будет делать прямо сейчас, чтобы всем (и ему) было комфортно. Обидчик говорит, как он готов загладить свою вину. Главное, медиатор должен остаться в отстранённой позиции, ни на чьей стороне, и разговаривать не из позиции наказания, а из позиции донесения до обеих сторон ответственности за последствия.
Очень часто требуется также встреча со всем детским коллективом и даже с родителями. В школе, где учится мой сын, очень круто работает программа примирения. В нашем классе в прошлом году был конфликт, причём мой сын с его обострённым чувством справедливости, был одной из сторон. В какой-то момент конфликт чуть не перешёл в травлю. Школа среагировала моментально. После проработки конфликта в детском коллективе нас, родителей, пригласили на «Круг доверия». Нас было 15 человек из 18. Круг модерировала психолог. Присутствовал директор, завуч, классная. На круге сначала высказалась классная, потом завуч, потом директор. Важно — ни одного ребёнка не обвинили! Ни одно имя не прозвучало. Всё было очень корректно, все говорили не о непосредственном конфликте двоих детей, а о том, как это влияет на весь коллектив, как реагирует весь коллектив, какая в коллективе происходит групповая динамика, почему это опасно. Потом настала очередь нас, родителей. Модератор задала по очереди два вопроса: «Что вас беспокоит?», «Что я готов делать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию, и всем детям в классе было хорошо?» На эти вопросы отвечали также директор, завуч, классная и сама модератор. Это суперважно - присвоить ответственность за конкретные действия. Мы все умеем обвинять, кричать: «А он первый», а надо уметь реально что-то делать, чтобы помочь классу. Потом мы ещё пили чай и ели плюшки. Важно — к этому моменту в классе среди детей уже было восстановлено доверие, а родители как раз никак не могли успокоиться. Я часто встречаю такое. Дети уже помирились, а родители продолжают шуметь: «Как так? Как такое могло произойти? А вот ваш сын...» Круг доверия среди родителей — он для того, чтобы их тоже вернуть в конструктив и чтобы они не накручивали детей дома. Расстались мы все довольные, хотя казалось, что готовы друг друга поубивать. Честь и хвала нашему модератору, мудрейшему директору и его команде.
А вот теперь, вооружившись «мат частью» и примерами, вернёмся к началу статьи. Почему Программа примирения в травле не работает? Вот представьте себе, что это не самое начало травли, когда есть обидчик и его только впервые поддержал еще кто-то, а когда это уже давно цветущая, махровая травля. Напомню четыре признака травли: 1) психологическая или физическая агрессия, 2) намеренность действий, 3) систематичность, 4) неравенство сил (сильный на слабого, старший на младшего или несколько на одного). Мы собираем обидчика (Сашу) и жертву (Марка) на разговор. Или обидчика, свиту и жертву. Там звучат такие вопросы:
— Саша, что тебе нужно от Марка? (а ему ничего не нужно, только унижать)
— Марк, как ты думаешь, что можно сделать, чтобы всем в классе было комфортно? (чтоооо? Кроме меня, ещё кому-то некомфортно?)
И так далее. Чувствуете уровень маразма самих вопросов? Мы этими вопросами только оправдываем травлю, обозначаем, что у агрессора может быть вообще какая-то цель.
Поэтому важно запомнить следующее:
— Программа примирения на основе восстановительного подхода — это очень крутая вещь! Я считаю, что ей должен быть обучен каждый (КАЖДЫЙ) сотрудник образовательной организации.
— Наличие в школе программы примирения позволяет не доводить конфликты до травли.
— Программа примирения в цветущей травле НЕ работает, не ждите от неё этого. А что работает, про это писала другие статьи, сегодня тема другая.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.