Кто-то рождается с золотой ложкой во рту, а кто-то с грязной. И эта дорама как раз о тех, кто меняет свою ложку. О том, что лейтмотивом проекта будет противопоставление жизни в богатстве и бедности, говорит уже само название прямиком из корейского фольклора.
Начало одновременно завораживающее и торкающее. Сказочные мотивы появляются здесь на контрасте с реальной жизнью, законы которой утверждают жесткое социальное расслоение и рекордные уровни неравенства доходов, что для Южной Кореи особо болезненно. По статистике экономические трудности занимают третье место среди причин для самоубийства в этой стране. Первые полчаса серии доводят до слез заядлого дорамщика, а это уже уровень.
Далее сюжет развивается по фэнтезийным стандартам. Герой встречает волшебного дарителя (сцена, очень напоминающая эпизод со старухой у моста в «Демоне»), получает волшебный предмет, зная только часть его свойств. Мысль за мыслью растерянность сменяется уверенностью и решимостью изменить свою судьбу, и наоборот.
Система персонажей
Юк Сон Джэ возмужал. Его Ли Сын Чон – по-настоящему зрелый герой, несмотря на то что половину серий играет подростка. В нем мы увидим парня, который сознательно делает трудный выбор между своей любящей, но бедной семьей и чужими холодными, но богатыми людьми, которые живут вместе (семьей назвать клавиатура не дает). При этом выбор этот оборачивается против него – во второй половине дорамы мы видим в нем преимущественно богатого чмошника.
Хоть и с планом решения проблемы, все равно сочувствия не вызывающего. Моменты, когда он пытается откупиться от своих родителей, вызывают отдельное отвращение, и игре Сон Джэ веришь. При этом особенно удачно ему удалось сыграть минуты раскаяния своего героя.
Хван Тэ Ен в исполнении Ли Чон Вона – герой, который впечатлил больше всех. По-настоящему хороший мальчик, ему однозначно стоило бы родиться в другой семье с талантливым отцом, который бы поддерживал его художественные начинания, и матерью, которая дарила бы ему безусловную любовь.
Он тот, кто готов ценить такую заботу и отвечать на нее взаимностью – сравнение, идущее не в плюс Ли Сын Чону. Кроме того, парень так проникновенно сыграл в сценах с паническими атаками. Верю.
На Джу Хи (Чон Чэ Ен) была приятной. Девушка гармонично смотрелась в кадре как с Ли Сын Чоном (Юк Сон Джэ), так и с Хван Тэ Еном (Ли Чон Вон).
Несмотря на происхождение, она не избалована, какое-то время даже работала в местном магазинчике, что стало своего рода закалкой перед трудностями во взрослой жизни. Что важнее всего, она свободна от внутренней борьбы между грязной и золотой ложкой. И в этом ее очарование.
Единственная из четверки, кто расстроил, – Ен У. Мало того что ее героиня каждый раз вызывала отвращение своими истериками, так еще и (можете называть меня черствой) история ее не трогает. Девушка была в нищете, как вдруг стала богатой. При этом в ней нет ни благодарности, ни милосердия к тем, кто оказался ниже ее.
Она абсолютно не растет как личность на протяжении сюжета, зато получает от Сын Чона фразу о том, что она на самом деле добрая. Сценарист переиграл в сказку, не верю всему, кроме финала. Это жестокое, но непревзойденное закрытие арки героини. При этом на плохое впечатление от героини отчасти повлияла и актриса. На фоне своих коллег она выглядела как кривляющийся ребенок, хотя сама Ен У отмечала, что довольна своей игрой. Что ж.
Второстепенные персонажи и актеры, их сыгравшие, были на высоте. Особенно впечатлили члены семьи Сын Чона, отец Тэ Ена.
На Ин У в камео тоже не упустили из внимания.
Проблематика
В целом у «Золотой ложки» были все шансы на то, чтобы раскрыть проблему бедности на уровне «Игры в кальмара» или оскароносных «Паразитов». Ты мысленно проводишь параллель между сериалами, когда Ли Сын Чон, так же, как и 456 в «Игре в кальмара», возвращается к прежней бедной жизни, чтобы осознать всю ее безысходность и снова войти в игру, использовав золотую ложку.
Ощущалась и связь с «Паразитами», когда в дораме шаг за шагом вскрывалась схема, при которой все больше представителей из бедных семей паразитировали на членах богатых семей, занимая их территорию.
Основа для проработки проблематики была плодотворной. Но... в финале при этом мы наблюдаем круговорот золотых ложек в природе. Было множество внезапных поворотов, но каждый из них говорил о том, что сценарий дописывали на ходу, пользуясь фэнтезийной вседозволенностью в плане построения сюжета. У ложки появлялись все новые и новые условия, о которых герои узнавали именно в тот самый момент, когда им это было необходимо, каждое из таких условий было кринжовее предыдущего. Стекла нам тоже подвезли, чтобы сфокусировать зрительское внимание на страданиях, а не на логическом обосновании, перегрузили сюжет историями о секретных ДНК, прошлом и ложках.
Те самые сцены
Вторая половина дорамы при этом впечатлила нас и рядом особенно удачных торкающих сцен. О них отдельно:
- отец, читающий сыну его же стихотворение «Бесплатно», написанное в детстве:
- противостояние Сын Чона и Тэ Ена, в котором последний объясняет, почему ему не нужна золотая ложка:
- изобличающая обоих ссора Сын Чона с якобы отцом:
- утверждение простых жизненных ценностей родителями Сын Чона:
Вывод
Несмотря на то что финальные кадры крайне теплые, сама заключительная серия – это эмоциональные качели. Как бы мы кого ни жалели – это по-настоящему торжество справедливости (пожалуй, кроме садовника, парень даже и узнать, что такое жить с золотой ложкой во рту, не успел). В целом же дорама однозначно стоит просмотра, если принять как данность ряд художественных условностей и вычурных условий ложки.
Вторая половина финальной серии особенно глубока. Это торжество притчевого начала. Терять свое имя, терять самого себя ради чужих, навязанных социумом целей и мечт. Оно того стоит?
Не жили богато, нечего и начинать.
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.