Начнем рассказ с весны 1904 года. Погибших 31 марта русских моряков Тихоокеанского флота могут поминать минутой молчания те, кто отмечает День ВМФ. Но их противникам позже досталось: дата 1 мая является «черной» в Японии. В этот день можно и бокалами звякнуть.
«Тихоходный, не имеющий брони и вооруженный лишь несколькими малокалиберными пушками «Амур» ставил мины под носом у японской эскадры, которую отделяла от заградителя лишь полоса тумана» – писал о подвиге Ф. Иванова-Шестого офицер Черкасов, ставший свидетелем первомайского события.
«Амур»
Заложен на Балтийском заводе в 1898 г. Вступил в строй через 3 года. Скорость постановки мин – до 10 штук в минуту (лейтенант В. Степанов настоял на особой конструкции). В Желтом море оказался одновременно с началом военного конфликта, о котором вся беседа.
Обстановка в тот день
Как вы поняли, речь о русско-японской войне 1904-1905 гг. Японский минный заградитель под названием «Корио-Мару» 31 марта 1904 г. на рейде в Порт-Артур установил свой смертельный груз.
В то же время, идущий на скорости броненосец, под названием «Петропавловск», зацепил одну из единиц этого вражеского «сюрприза». Произошел большой «ба-бах». В результате здоровенное военное судно всего за 2 минуты, скрывшись в непроницаемом облаке пара и дыма, ушло на дно. Все, находившееся на его борту, тут же погибли. В том числе, ставший известным художник Верещагин и командующий морскими силами – адмирал Степан Осипович Макаров.
- С гибелью координатора всей деятельности русского Тихоокеанского флота, разведка, действия по дислокации и нормализации жизнедеятельности кораблей, стали недостаточно эффективными. Все, оставшиеся из эскадры водные судна, должны были действовать на свое усмотрение – дожидаться приказов было не от кого.
В этой ситуации, со свойственной только японцам самозабвенностью и наглостью, враг начал обстрел российской эскадры (флот адмирала Того прибыл быстро, т. к. стоял всего в каких-то пяти км от Порт-Артура). До дня «Х», хорошо понявшие выгодность своего положения в Маньчжурии, «самураи» подводили сюда свои корабли по одному и тому же маршруту – ничего не стесняясь.
Ну, ведь они, вроде как, не боялись смерти…
В чем подвиг?
Этим обстоятельством позже решил воспользоваться капитан минного заградителя «Амур» Федор Иванов-Шестой. Японцы стояли в нейтральных водах, зная, что их минирование запрещено международным морским правом. Но кто теперь мог упрекнуть Иванова в минировании? Новый командующий Витгефт? Он лишь пожелал удачи.
Пользуясь густым «низовым» туманом, наш герой приказал поставить мины на привычном маршруте японцев. Мы помним, что у катера скорость постановки мин была очень высокая, из-за особой конструкции. Благодаря всем сложившимся обстоятельствам, враг просто их не видел.
- Да и повод у «Амура» был. «Ответка». Причем, вовсе не месть за потопление основной части нашего флота 31 марта (описано выше). Просто японцы нарушили ранее чтимые Гаагские соглашения у корейского города Чемульпо. Напомню, что тогда японцы напали на крейсер «Варяг» и сопровождавшую ее канонерскую лодку «Кореец». А те прибыли с дипломатической миссией…
Значит, нам разок можно было на эти самые соглашения закрыть глаза. Первого мая, загрузив на борт «Амура» 50 «сюрпризов», Иванов-Шестой вывел вверенный ему корабль на задание и успешно выставил минное заграждение.
А на следующий день ничего не подозревающие агрессоры, в количестве 3 судов, следовали по своему маршруту. Раздались взрыва и два судна из трех, под завязку укомплектованных вооружением, благополучно пошли ко дну.
- Командующий морскими силами японцев, член древнего самурайского рода Катаоко Ситиро, был опозорен. Ведь он отказался от постов генерал-резидента Кореи и генерал-губернатора Тайваня ради давно ожидаемого звания вице-адмирала своего родного флота и ради функции его лидера.
Дальнейшая биография Федора Иванова
За эту дерзкую операцию Иванов был награжден орденом Георгия 4-й степени.
- Кстати, в последующем Федор Николаевич Иванов-Шестой (все Ивановы получали на флоте порядковый номер) стал вице-адмиралом. Звание он получил в 1915 году. Одновременно с увольнением в отставку. К тому времени устал, так как служил с 1886 года на 8 разных судах, а в гардемарины был зачислен еще в 1881 году, отучившись несколько лет в Морском кадетском корпусе.
После отставки Федор Николаевич прожил еще 19 лет, умерев лишь в 1934 году при невыясненных обстоятельствах. Неизвестно даже место его захоронения. Увы, после Революции большевики иногда специально делали так, чтобы имена героев родом из «бывших» были забыты…