Найти тему
Мост Времени

Подвиг капитана Иванова или гибель японского флота

Оглавление

Начнем рассказ с весны 1904 года. Погибших 31 марта русских моряков Тихоокеанского флота могут поминать минутой молчания те, кто отмечает День ВМФ. Но их противникам позже досталось: дата 1 мая является «черной» в Японии. В этот день можно и бокалами звякнуть.

Минный заградитель «Амур»
Минный заградитель «Амур»
«Тихоходный, не имеющий брони и вооруженный лишь несколькими малокалиберными пушками «Амур» ставил мины под носом у японской эскадры, которую отделяла от заградителя лишь полоса тумана» – писал о подвиге Ф. Иванова-Шестого офицер Черкасов, ставший свидетелем первомайского события.

«Амур»

Заложен на Балтийском заводе в 1898 г. Вступил в строй через 3 года. Скорость постановки мин – до 10 штук в минуту (лейтенант В. Степанов настоял на особой конструкции). В Желтом море оказался одновременно с началом военного конфликта, о котором вся беседа.

Обстановка в тот день

Как вы поняли, речь о русско-японской войне 1904-1905 гг. Японский минный заградитель под названием «Корио-Мару» 31 марта 1904 г. на рейде в Порт-Артур установил свой смертельный груз.

Броненосец Петропавловск 1904
Броненосец Петропавловск 1904

В то же время, идущий на скорости броненосец, под названием «Петропавловск», зацепил одну из единиц этого вражеского «сюрприза». Произошел большой «ба-бах». В результате здоровенное военное судно всего за 2 минуты, скрывшись в непроницаемом облаке пара и дыма, ушло на дно. Все, находившееся на его борту, тут же погибли. В том числе, ставший известным художник Верещагин и командующий морскими силами – адмирал Степан Осипович Макаров.

  • С гибелью координатора всей деятельности русского Тихоокеанского флота, разведка, действия по дислокации и нормализации жизнедеятельности кораблей, стали недостаточно эффективными. Все, оставшиеся из эскадры водные судна, должны были действовать на свое усмотрение – дожидаться приказов было не от кого.
Гибель броненосца Петропавловск 1904
Гибель броненосца Петропавловск 1904

В этой ситуации, со свойственной только японцам самозабвенностью и наглостью, враг начал обстрел российской эскадры (флот адмирала Того прибыл быстро, т. к. стоял всего в каких-то пяти км от Порт-Артура). До дня «Х», хорошо понявшие выгодность своего положения в Маньчжурии, «самураи» подводили сюда свои корабли по одному и тому же маршруту – ничего не стесняясь.

Ну, ведь они, вроде как, не боялись смерти…

В чем подвиг?

Этим обстоятельством позже решил воспользоваться капитан минного заградителя «Амур» Федор Иванов-Шестой. Японцы стояли в нейтральных водах, зная, что их минирование запрещено международным морским правом. Но кто теперь мог упрекнуть Иванова в минировании? Новый командующий Витгефт? Он лишь пожелал удачи.

Минный заградитель «Амур»
Минный заградитель «Амур»

Пользуясь густым «низовым» туманом, наш герой приказал поставить мины на привычном маршруте японцев. Мы помним, что у катера скорость постановки мин была очень высокая, из-за особой конструкции. Благодаря всем сложившимся обстоятельствам, враг просто их не видел.

  • Да и повод у «Амура» был. «Ответка». Причем, вовсе не месть за потопление основной части нашего флота 31 марта (описано выше). Просто японцы нарушили ранее чтимые Гаагские соглашения у корейского города Чемульпо. Напомню, что тогда японцы напали на крейсер «Варяг» и сопровождавшую ее канонерскую лодку «Кореец». А те прибыли с дипломатической миссией…
Крейсер «Варяг» 1904 г.
Крейсер «Варяг» 1904 г.

Значит, нам разок можно было на эти самые соглашения закрыть глаза. Первого мая, загрузив на борт «Амура» 50 «сюрпризов», Иванов-Шестой вывел вверенный ему корабль на задание и успешно выставил минное заграждение.

А на следующий день ничего не подозревающие агрессоры, в количестве 3 судов, следовали по своему маршруту. Раздались взрыва и два судна из трех, под завязку укомплектованных вооружением, благополучно пошли ко дну.

Катаока Ситиро - адмирал императорского флота Японии.
Катаока Ситиро - адмирал императорского флота Японии.
  • Командующий морскими силами японцев, член древнего самурайского рода Катаоко Ситиро, был опозорен. Ведь он отказался от постов генерал-резидента Кореи и генерал-губернатора Тайваня ради давно ожидаемого звания вице-адмирала своего родного флота и ради функции его лидера.

Дальнейшая биография Федора Иванова

За эту дерзкую операцию Иванов был награжден орденом Георгия 4-й степени.

  • Кстати, в последующем Федор Николаевич Иванов-Шестой (все Ивановы получали на флоте порядковый номер) стал вице-адмиралом. Звание он получил в 1915 году. Одновременно с увольнением в отставку. К тому времени устал, так как служил с 1886 года на 8 разных судах, а в гардемарины был зачислен еще в 1881 году, отучившись несколько лет в Морском кадетском корпусе.
Капитан 2-го ранга Федор Иванов-Шестой
Капитан 2-го ранга Федор Иванов-Шестой

После отставки Федор Николаевич прожил еще 19 лет, умерев лишь в 1934 году при невыясненных обстоятельствах. Неизвестно даже место его захоронения. Увы, после Революции большевики иногда специально делали так, чтобы имена героев родом из «бывших» были забыты…

Спасибо Вам за внимание! Подписывайтесь на канал и ставьте👍! Дальше будет еще интереснее!