Сегодня середина ноября, но успехами в осуществлении книжных планов я пока похвастаться не могу, увы. Начала перечитывать "Преступление и наказание" Достоевского, но прочитала слишком мало - только первую часть, примерно 100 страниц. Тем не менее захотелось мне, не откладывая в долгий ящик, по свежим следам написать о своих первых впечатлениях.
Не знаю, откуда у меня было такое представление, что Достоевского читать трудно. Но сейчас такого ощущения не возникает совсем. Глаза легко скользят по тексту, описания яркие, точные, успеваешь обдумать прочитанное, так как всё понятно.
В Петербурге стоят жаркие дни. Воздух удушливый и наполнен неприятными запахами. Бедная узкая каморка Раскольникова, как шкаф, проходная комната Мармеладовых, тёмная грязная распивочная, Сенная площадь с бойкой торговлей, чистенькая квартира старухи-процентщицы - это тот Петербург, который показывает читателю Достоевский. И у меня создалось какое-то особое настроение: жалость и сострадание к тем, кто вынужден так жить.
Может не совсем в тему приведу сравнение, но несколько месяцев назад я по совету знакомых начала читать "Вокзал потерянных снов" Чайны Мьевиля. Вот там меня не отпускало чувство отвращения к этому грязному вонючему городу, да и язык показался мне весьма тяжёл. В итоге промучившись несколько дней, я книгу бросила. И вроде хочется узнать подробности сюжета, и чем всё кончится, а продраться через текст не могу.
Удивило меня нынешнее восприятие моё Мармеладова. В школе он вызывал у меня однозначно жалость. Сейчас мне жаль его жену и детей, а не его. И чем больше он рассказывает Раскольникову о своей жизни, тем сильнее неприязнь к этому человеку. Особенно становится тошно, когда он начинает говорить о том, что "в выпивке искал скорби и слёз" и "рассуждать" о всепрощении Бога. Потом читая про то, как Раскольников его ведёт домой, начинаешь искать оправдания этому человеку. Что нищета, трудные обстоятельства сломали человека. Что легко рассуждать и осуждать, когда у тебя самой всё благополучно, но всё равно пожалеть от чистого сердца не получается. Детишек его, забитых и голодных, жалко, жену больную жалко, дочь Соню тоже жалко, а его нет. Ничего не могу с этим поделать.
Не уверена, но мне кажется, по-другому я воспринимаю и главного героя. Вернее, я не помню, как я его воспринимала раньше. Со школы закрепился образ человека, который выдвинул теорию: "Тварь ли я дрожащая или право имею" и осуществил убийство вредной старухи, которая угнетала свою сестру Лизавету.
Я специально пока не стала читать все "правильные" статьи и разборы образа Раскольникова, чтобы не перебить собственные ощущения. Я не говорю, что я права, и возможно, что потом, прочитав критику или ваши комментарии, признаю свою неправоту, но мне хотелось сосредоточиться на своём субъективном впечатлении.
Я забыла, что Достоевский описывает его как довольно привлекательного молодого человека: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Одежда же его была в плачевном состоянии: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить".
Итак Родион Раскольников, бывший студент, раньше имевший небольшой заработок уроками, ныне живёт в маленькой бедной каморке, похожей на шкаф. Он задолжал квартирной хозяйке, голодает, ходит в обносках, давно ни с кем не общается, раздражён своим положением, у него есть мечта, которую он планирует осуществить, но считает, что у него не хватит на это духу.
Усилием воли и своими умозаключениями Родион Раскольников подавляет в себе голос совести и страх перед тем подлым делом, которое он задумал. (Подлым считает его сам герой). Я даже подумала, не случайна ли фамилия его Раскольников, уж больно большой "раскол" у него в душе.
У меня впечатление, что рос он добрым и сострадательным молодым человеком. Он пожалел Мармеладовых, оставив им немного денег, хотя сам нуждался. Встретив на бульваре пьяную девушку в разорванном платье, он делает всё возможное, чтобы "господин" не воспользовался её беспомощностью и даже даёт деньги городовому, чтобы тот её отвёз домой. И неважно, что Раскольников потом кричит, его первые побуждения - это жалость и желание помочь.
А сон про старую лошадь, которую забили пьяные мужики до смерти? Не просто же так Достоевский вводит это в повествование. Не бывает сон на пустом месте. И то, как во сне Родион видит себя ребёнком, у которого сердце разрывается от жалости, когда он всё это видит, говорит, что человек-то он сострадательный. И жестокость ему противна.
После этого сна, он говорит: "Я ведь не вытерплю, не вытерплю!" Когда он решил, что откажется от своей идеи, ему становится свободнее дышать. Но затем он следует не голосу разума, а совпадениям и случайностям.
(Когда читала про эту лошадь и не могла сдержать слёз. Не могу читать про страдания животных. Не знаю почему, но животных бывает жальче, чем людей. Вот не плачу же я, когда читаю об убийстве процентщицы и её сестры. Самой даже странно.)
Его отношение к родным: матери и сестре тоже говорит, что он не лишён доброты. Он умен и быстро сообразил то, что мать пишет не то, что думает. Для матери и сестры он свет в окошке, всё лучшее ему, ради него готовы идти на жертвы. Но от сестры Родион не хочет такой жертвы. Хочет сделать что-то, чтобы изменить бедственное положение. Опять же не просто так Достоевский раскрывает нам образ Дуни, которая столкнулась с довольно тяжёлой ситуацией, но выдержала её достойно. У этой девушки довольно твёрдые принципы и стойкий характер. Мне кажется, что у Родиона могли бы быть эти качества также.
Но его больше занимает мысль о своем деле. Он думает, что убив старуху и взяв её деньги, он поможет себе и сестре с матерью, а может и ещё кому-то, кто страдает от бедности. И это не будет преступлением, ведь как сказал тот, кто натолкнул его невольно на эту мысль: "Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!"
И несмотря на все сомнения и страх, Раскольников убеждает себя в правоте своих расчётов, он тщательно продумывает основные моменты и всё-таки совершает преступление. Правда остаться хладнокровным и рассудительным, как он планировал, у него не получилось. Страх разоблачения тут же вылез наружу. А дальше убийство Лизаветы, бегство с места преступления, болезненное состояние.
Ещё был эпизод, когда Родион вспоминает Разумихина, который тоже беден, хватается за любую работу, целую зиму из экономии не топит комнату. И Раскольников понимает, что возможно Разумихин сможет ему помочь хотя бы тем, что поделится учениками и одолжит денег на одежду. Но он к Разумихину не идёт, а вновь возвращается к своей "мечте".
Получается, что столкнувшись с жизненными трудностями, Родион Раскольников мог бы попытаться усерднее работать, обратиться за помощью, экономить, словом "вертеться". Но он решил, что лучше другой путь, подсказанный ему цепью случайных совпадений: приятель даёт ему адрес процентщицы, потом он случайно слышит разговор студента и офицера: "Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?" И если для говорившего всё так и осталось на уровне идеи, так как он сказал, что сам не сможет убить, то для Родиона слова офицера: "Коль сам ты не решаешься убить, так нет тут никакой справедливости!" послужили спусковым крючком. Он забросил свои дела, себя и весь отдался проверке того, способен он совершить "дело" или тоже только "болтает". Он много думал о том "как и смогу ли", но не думал "ради чего и нужно ли".
Возможно, мои мысли пока сумбурны. Я ещё не разобралась, почему эта идея оказалась для Раскольникова столь привлекательной и захватывающей. По мере того, как буду продвигаться по тексту романа, буду корректировать свои впечатления.
И ещё один вопрос не даёт мне покоя после этой части: действительно обстоятельства жизни Мармеладова и Раскольникова были столь безысходны, что они не могли с ними справиться? Или всё таки они слабые люди?
Буду благодарна вашим умным мыслям в комментариях.