Найти тему

Простой алгоритм для проверки качества любого текста в Интернете

Редактирование информационного, коммерческого текста, статьи для сайта или поста в соцсети перед публикацией – сложный, но увлекательный процесс, не менее важный, чем собственно написание текста. Он основан на трех китах:

  1. переделка ошибочного (проверка на соответствие теме или ТЗ, исправление композиции, стилистическая правка);
  2. избавление от лишнего (сокращение, устранение “воды”);
  3. вычитка деталей (исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, корректура опечаток).

Представляем простой алгоритм проверки, который поможет редакторам работать с любыми видами текстов в Интернете. Он выстроен в формате “от общего к частному” и позволяет на каждом из этапов ликвидировать недостатки самому – или отправить текст автору на доработку, если объем исправлений достаточно велик.

  • Убедитесь, что текст отвечает поставленным задачам

Если у вас есть ТЗ от заказчика – отлично: внимательно ознакомьтесь с ним и бегло взгляните на текст, его заголовок, названия разделов и подразделов, чтобы определить, о том ли он написан. Если конкретных требований нет, при первом чтении обратите внимание на то, чтобы соблюдалось единство темы.

Идеальная формула: один текст = один вопрос

Например, если задача копирайтера – описать виды стиральных машин, не стоит в эту же статью включать правила ухода за техникой. Или в тексте об изделиях из натуральной кожи писать об искусственной. Открывая информационные статьи, особенно с узкими названиями (“Преимущества и недостатки светодиодных ламп”, “С каким вином подавать стейк”, “Что лучше – краска для волос или хна”), читатель хочет получить ответ на свой вопрос, а не прочитать все, что автор знает об этом предмете.

Задача редактора – убедиться, что текст выполняет поставленные задачи, написан на нужную тему и достаточно глубоко погружает в вопрос, чтобы после прочтения не захотелось поискать информацию где-то еще. Если в материале много ненужных подробностей или, наоборот, он слишком поверхностный, размытый и бесполезен читателям, его стоит отправить на доработку.

Еще одна связанная с этим задача – удостовериться, что заголовок соответствует содержанию текста. Название – первое, что видит человек, переходя по ссылке в Интернете или открывая материал. Оно должно быть логичным, отражать основную идею текста и в идеале побуждать человека прочесть текст полностью.

Примеры хороших заголовков:

  • ТОП-10 многолетних растений для дачи
  • Лечение плоскостопия у детей
  • Как написать продающий текст
  • МДФ или ЛДСП – что лучше?
  • Выведение пятен с одежды подручными средствами

Примеры неудачных заголовков:

  • Особенности терапии плоскостопия в детский период (по смыслу аналогичен удачному, но мало кто введет в поисковик такой длинный и официальный запрос)
  • Вкусные торты (здесь лучше добавить конкретики – “из слоеного теста”, “за полчаса” и т.п.)

Когда общий смысл текста понятен, самое время глубже проработать его содержание.

  • Проверьте факты

Первое, на что следует обратить внимание, – имена, названия, контактные данные. Для коммерческих текстов особенно важно проверить, чтобы упоминаемый ассортимент и характеристики продукции совпадали с реальными. Если речь идет о сложных технических устройствах и в тексте много терминов, по возможности следует отдать его на дополнительную вычитку специалисту. Но можно обойтись и своими силами – основные сведения легко сверить по профильным ресурсам в Сети.

  • Проверьте уникальность – но не делайте из нее самоцель

Строго говоря, если уникальность текста равна нулю, его полезность и эффективность будут стремиться к этой же величине и делать с таким материалом нечего. Но откровенный плагиат попадается не так часто, поэтому проверка текста с помощью специальных сервисов поможет определить, какие части лучше переписать, а какие можно оставить без изменений. Иногда достаточно изменить всего лишь несколько предложений, чтобы процент уникальности возрос до оптимальных значений.

-2

Однако не стоит забывать, что сама возможность довести этот показатель до 100% сильно зависит от типа и содержания текста. Например, в юридических текстах со ссылками на законопроекты, в статьях на медицинские темы или в описаниях технических характеристик товаров обязательно будут блоки, повторяющиеся во всех текстах на ту же тему.

Приемлемая уникальность текстов:

  • карточек товаров – от 70%
  • юридических, медицинских, технических – от 80%
  • остальных – от 90%

Также позаботьтесь, чтобы в погоне за уникальностью не потерялся смысл текста. Особенно часто это происходит в результате неверного выбора синонимов. Например, если вместо “заказ вы можете сделать по телефону” написать “заказ вам удастся сделать по телефону”, это добавит ненужные оттенки смысла и сделает текст неряшливым. Особенно строго нужно следить за юридическими текстами, где отклонение от устоявшейся формулировки может существенно исказить смысл закона или положения.

  • Найдите ключевые слова и проверьте заспамленность

Ключевые фразы помогают тексту подняться в поисковой выдаче по запросам пользователей. Обычно копирайтеры получают в ТЗ список ключей, которые необходимо вписать в текст. Встречается несколько вариантов их вхождения:

  • точное (запрос включает слова в том виде, как написано в ТЗ);
  • прямое (слова неизменны, но могут добавляться знаки препинания);
  • разбавленное (между словами запроса могут находиться другие);
  • морфологическое (если меняется падеж или число ключевого слова).

При работе с точными вхождениями главный принцип – сохранение естественности текста. Современные поисковые системы отлично справляются со словоформами, поэтому от конструкций вроде “породистая собака купить Москва” можно смело избавляться, разбавляя их пунктуацией и дополнительными словами:

Если вам нужна породистая собака, купить ее в Москве можно…

Еще одна задача редактора – избежать заспамленности текста, то есть переизбытка ключевых фраз. Нормой считается, когда ключи находятся на расстоянии не менее 300 знаков друг от друга. Для проверки заспамленности можно воспользоваться сервисом Главред – он не только укажет на повторы, но и предложит варианты изменения текста. Идеально, если этот показатель составляет менее 30%, но на практике этого добиться трудно. Поисковые системы лояльно относятся к текстам со спамом до 60%, распознавая такие материалы как сео-оптимизированные.

  • Проследите за качеством визуального оформления текста

Даже если вы не узнаете, как в итоге будет выглядеть текст в печати или на сайте, ваша задача – сделать его максимально приятным и удобным для чтения. Для этого рекомендуется:

  • разделить текст на абзацы с интервалами между ними;
  • выровнять текстовые блоки и иллюстрации;
  • проследить за оформлением подзаголовков, списков и других элементов.

Отдельное внимание обратите на изображения: все рисунки, фото, инфографика, схемы и другие элементы должны быть хорошего качества и находиться как можно ближе к тому блоку информации, который они иллюстрируют. Например, в бьюти-статье не стоит размещать фото маникюра рядом с разделом о spa-процедурах для лица, даже если все эти услуги оказывает один салон. Также избегайте в коммерческих текстах изображений продукции, которую нельзя купить у этого производителя/продавца. Графика не должна вводить читателей в заблуждение!

  • Избавьте текст от “воды”

Даже 100% уникальный информационный текст может остаться незамеченным или произвести негативное впечатление, если в нем много лишнего. Слова-паразиты, повторяющиеся конструкции без смысловой нагрузки, обилие местоимений и частиц – все это размывает содержание текста и, соответственно, называется “водой”. Особенно много ее бывает в первых абзацах, когда неопытный автор не знает, как правильно начать. Примеры неудачных первых предложений:

  • В настоящее время существует множество вариантов отделочных материалов для стен.
  • Жизнь человека немыслима без дружеского и делового общения. В этом помогают мобильные телефоны.
  • Каждая женщина, безусловно, хочет быть красивой и желанной.

Все эти фрагменты – по сути, речевые клише, которые не несут полезной информации и не способны привлечь внимание читателя. От таких конструкций нужно избавляться, а текст – переписывать.

Проверить уровень “воды” в тексте онлайн можно на сайте текст.ру. Оптимальный показатель – до 15%, допустимый – до 30%. Уровень от 30% считается завышенным, но нужно принимать во внимание величину и направленность текста (в коммерческих “воды” может быть больше, чем в юридических или медицинских).

  • Проконтролируйте единство формы и содержания

Еще один важный аспект текста, который тесно связан с предыдущими, – это его стиль. Статья про оформление клумбы для простых дачников и материал на ту же тему для ландшафтных дизайнеров – это два совершенно разных текста, и писать их одинаковым слогом было бы неверно. Если задача – написать что-то для рядовых пользователей, нужно свести к минимуму количество узких терминов (и по возможности дать их толкование), убрать профессиональный сленг и воздержаться от лишних технических подробностей. Если же материал создавался для специалистов, манера подачи может быть более сложной, а элементарные вещи можно “не разжевывать”.

Подобным принципом следует руководствоваться и в вопросе “официальности” языка. В презентации нефтеперерабатывающей компании, которая ищет крупных инвесторов, разумное количество канцеляризмов будет смотреться уместно, а легкий, непринужденный слог прекрасно подойдет для всевозможных гайдов, статей в блоги и других материалов, обращенных непосредственно к человеку. Явные стилевые несоответствия делают текст скомканным и некомфортным для чтения, поэтому во время редактуры важно обращать на это внимание и исправлять недочеты.

  • Сокращайте с умом

Отдельно стоит обратить внимание на синтаксис. Общее правило гласит: если предложение можно разделить на два – делите на два. Перегруженные оборотами сложные предложения трудно читать, они производят впечатление вязких и скучных. Но слишком увлекаться рублеными фразами тоже не стоит. Типичная ошибка копирайтеров – начинать предложение с подчинительного союза. Например, так:

Перед окрашиванием волос нужно провести тест на аллергию. Потому что краска может вызвать раздражение кожи.

Здесь разделение предложения на две части излишне, лучше поставить запятую и объединить их в одно.

Короткие предложения воспринимаются легче, но не выставляйте читателя дураком

Не забывайте ориентироваться на целевую аудиторию. Читателю не должно казаться, что на него смотрят свысока, поэтому любое упрощение должно иметь разумный предел.

  • Проверьте и исправьте все виды ошибок

Когда стройность и стиль текста доведены до нужного уровня, можно переходить непосредственно к корректуре. Задача редактора – следить за основными проблемными моментами, где копирайтеры часто допускают ошибки:

  • согласование подлежащего и сказуемого;
  • нарушения сочетаемости слов;
  • правильное употребление падежных форм;
  • правописание НЕ с разными частями речи;
  • написание сложных числительных;
  • пунктуация при вводных словах;
  • употребление тире и дефиса;
  • знаки препинания в сложных предложениях и т.п.

  • Закончив редактирование, перечитайте текст еще раз

Обычно этот пункт пропускают из-за нехватки времени или уверенности, что “уже сто раз все проверили” на предыдущих этапах. Однако пренебрегать им не следует: именно во время финальной вычитки, когда уже не нужно фокусироваться на проверке данных или поиске ошибок, можно заметить мелкие шероховатости или опечатки, которые пропустили до этого. Подчистив последние огрехи, вы можете быть спокойны за качество текста и приобретете репутацию грамотного специалиста, внимательного к мелочам.

Дополните в комментариях, на что еще вы обращаете внимание при проверке качества текста. С какими ошибками копирайтеров сталкиваетесь чаще всего?

Подписывайтесь на страницу Я.Дзен, скорой выйдет кейс, как я увеличила производительность отдела, снизила затраты на копирайтинг и при этом не нанимала новых сотрудников.

В telegram-канале полезные посты для тех, кто хочет запустить настоящие фабрики контента