Представьте, мы делаем ремонт. Я – хозяйка квартиры и знаю, что хочу получить в итоге. А хочу я лофт через неделю. В команде у нас электрик, пара маляров, команда, которая будет устанавливать теплый пол, грузчики и дизайнер, который должен фантазировать. Дизайнер составляет красивую картинку, как будет выглядеть моя квартира, что нужно использовать и какую мебель ставить. И вот в процессе нашего ремонта выяснится следующее: электрик может провести проводку только по диагонали. Стены у меня из дранки, а не из кирпича, поэтому придется перед плиткой и обоями выравнивать все гипсокартоном, что сделает мой ремонт дороже в полтора раза, пол можно делать только после стен (а плитка придет из Италии только через месяц), а дизайнеру придется переделывать план. Все специалисты в своем деле, но что-то пошло не так из-за отсутствия прораба. ☝️
Примерно такая ситуация становится обычной для бизнеса, где пренебрегают стратегией. С ней мы знаем, куда идем, какие инструменты используем, как их комбинируем. И, самое главное, мы ставим цели.
Составить правильную стратегию – как играть в шахматы, имея под боком Гарри Каспарова. Она делает все за вас, лишь правильно перебирайте пешки (в нашем случае, инструменты).
Что происходит, когда в компании нет стратегического подхода? Примерно то же самое, что в примере с ремонтом. Есть спец по контекстной рекламе, есть SMM-специалист, есть копирайтер, дизайнер, seo-шник, есть собственник бизнеса, за которым последнее слово. Все они специалисты в своем деле.
Но! У всех них свое видение бизнеса. Все они анализируют конкурентов и приходят к выводам, которые оказываются довольно поверхностными. Когда их видение бизнеса накладывается на опыт, анализ конкурентов в их нише (и данные по каждому инструменту могут очень сильно разниться), тренды и возможности, мы остаемся со множеством кусочных предложений.
Тогда начинается следующее: у конкурентов хорошо развит SMM, давайте заниматься им, нашли хорошего seo-шника, давайте займемся этим направлением. По мнению собственника, вот этот сегмент целевой аудитории принесет наибольшую прибыль – давайте сделаем лэндинг. Вы попадаете в лабиринт и точно знаете только одно – нужно найти выход (500 лидов в месяц). При этом у вас нет карты (стратегии) и подручных инструментов (нужных инструментов маркетинга). Вместо того, чтобы с помощью карты и инструментов прорубить прорубить прямой выход из лабиринта, вы продолжаете наугад заглядывать за каждый поворот. Заглянули за угол - там тупик (попробовали один инструмент - не получили результат), пошли по другому пути - уперлись в тупик через несколько поворотов (попробовали второй инструмент, он прослужил месяц и изжил себя).
В конце вы оказываетесь без сил и денег, а конкуренты стремятся вперед. Потом вы плюете на маркетинг, потому что он не приносит пользы, ищете одного маркетолога за 30 000 рублей со знанием всех инструментов, чтобы он один руками сделал все и опускаете руки. А там и до банкротства недалеко. Что делать? Начинаете с 0? Не ищите SMM-менеджера, менеджера контекстной рекламы или SEO-шника. Найдите маркетолога со знанием стратегического маркетинга. Пусть он скажет, с чего вам начать и как достичь целей.