Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Гавриил Овдокимов. Кремлевский ювелир XVII века

Мастер XVII века Гавриил Овдокимов, по-видимому, был крупнейшим ювелиром кремлевских мастерских в промежутке с 1630 по 1670 гг. Он считался старшим мастером по Серебряной палате и получал исключительно высокое жалованье. Из сохранившихся документов мы знаем, что в 1662 году мастер первой статьи Гавриил Овдокимов получал в год 40 руб. (что являлось наивысшим окладом), хлеба 42 чети, корму по 2 алтын в день. Для сравнения мастер второй статьи знаменщик Симон Ушаков получал в год жалованья 25 руб., хлеба 52 чети, корму по 8 денег в день. В Оружейной палате можно увидеть выполненные Овдокимовым крышки рак Кирилла Белозерского (1643) и царевича Дмитрия (1628-1630), а также оклад на напрестольное Евангелие 1632, которое царь Михаил Федорович вложил в Троице-Сергиев монастырь. Между прочим, этот оклад выполнен по образцу оклада Евангелия 1571 года, вложенного царем Иваном Грозным в Благовещенский собор Московского Кремля. Оклад Евангелия работы Гавриила Овдокимова является своеобразной энцикл

Мастер XVII века Гавриил Овдокимов, по-видимому, был крупнейшим ювелиром кремлевских мастерских в промежутке с 1630 по 1670 гг. Он считался старшим мастером по Серебряной палате и получал исключительно высокое жалованье. Из сохранившихся документов мы знаем, что в 1662 году мастер первой статьи Гавриил Овдокимов получал в год 40 руб. (что являлось наивысшим окладом), хлеба 42 чети, корму по 2 алтын в день. Для сравнения мастер второй статьи знаменщик Симон Ушаков получал в год жалованья 25 руб., хлеба 52 чети, корму по 8 денег в день.

В Оружейной палате можно увидеть выполненные Овдокимовым крышки рак Кирилла Белозерского (1643) и царевича Дмитрия (1628-1630), а также оклад на напрестольное Евангелие 1632, которое царь Михаил Федорович вложил в Троице-Сергиев монастырь. Между прочим, этот оклад выполнен по образцу оклада Евангелия 1571 года, вложенного царем Иваном Грозным в Благовещенский собор Московского Кремля.

Крышка раки царевича Дмитрия. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1628-1630 гг. Мастера: Гавриил Овдокимов, Павел Власьев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец. Размеры - 158,5 х 70,3 х 4 см.
Крышка раки царевича Дмитрия. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1628-1630 гг. Мастера: Гавриил Овдокимов, Павел Власьев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец. Размеры - 158,5 х 70,3 х 4 см.
Крышка раки царевича Дмитрия. Деталь. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1628-1630 гг. Мастера: Гавриил Овдокимов, Павел Власьев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец. Размеры - 158,5 х 70,3 х 4 см.
Крышка раки царевича Дмитрия. Деталь. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1628-1630 гг. Мастера: Гавриил Овдокимов, Павел Власьев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец. Размеры - 158,5 х 70,3 х 4 см.
Крышка раки Кирилла Белозерского. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1643. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 198 х 72 х 9 см.
Крышка раки Кирилла Белозерского. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата, 1643. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 198 х 72 х 9 см.

Оклад Евангелия работы Гавриила Овдокимова является своеобразной энциклопедией русского ювелирного искусства XVI-XVII вв., в нем представлены разнообразные ювелирные техники: эмаль по скани, чернь, чеканка, зернь. В центральном медальоне помещена чеканная сцена «Сошествие во ад», по углам — фигуры евангелистов. По периметру, в лентах, проходит вкладная надпись и текст песнопения («Воскресение Христово видевше…»). Поле оклада украшено драгоценными камнями и тончайшим растительным сканым узором, заполненным эмалью и капельками зерни.

Евангелие напрестольное печатное в окладе. Мастерские Московского Кремля, печать - 1632; переплет, оклада — 1632. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 42,5 х 27 см.
Евангелие напрестольное печатное в окладе. Мастерские Московского Кремля, печать - 1632; переплет, оклада — 1632. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 42,5 х 27 см.
Евангелие напрестольное печатное в окладе. Деталь. Мастерские Московского Кремля, печать - 1632; переплет, оклада — 1632. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 42,5 х 27 см.
Евангелие напрестольное печатное в окладе. Деталь. Мастерские Московского Кремля, печать - 1632; переплет, оклада — 1632. Мастер: Гавриил Овдокимов. Размеры - 42,5 х 27 см.
Евангелие напрестольное. Мастерские Московского Кремля, 1571. Размеры - 42,5 х 30 см.
Евангелие напрестольное. Мастерские Московского Кремля, 1571. Размеры - 42,5 х 30 см.

.

© Музеи Московского Кремля