А.Асов: Где же искать пещеру святого Грааля? И есть ли путь в неё в нашем мире? Куда её отправили из гибнущей Византии (по теории крымского историка Андрея Васильева, изложенной нами в прошлой статье)? Может быть, и в самом деле в последний оплот Византийской империи, в Тавриду?
Далее мы излагаем по книге Андрея Васильева пример одного из таких путей... Таких путей проложено немало по всему миру, не один такой путь есть и в Крыму. И ныне по ним ходят и туристические группы, и искатели приключений... По одной из версий, сей путь мог лежать от Чуфут-кале и Мангупа и далее через Сюрень (близ коей также есть пещеры храмов св. Грааля), и далее к Басману... Проходил этими путями я вместе Андреем Васильевым и Андреем Осташко (турклуб "Одиссей"), а теперь приглашаю и вас... Итак, в путь!
1) Мангуп-кале...
А. Васильев: Представьте себе, что вы находитесь в большом полутёмном зале средневекового замка. Стены зала отделаны холодным мрамором. На стенах великолепные позолоченные мозаики с изображением Христа, Святых, византийских императоров и императриц таинственно мерцают при свете лампад и свечей.
Откуда-то издалека вы слышите тихие песнопения на греческом языке, более возвышенные и чистые, чем все когда-либо слышанное вами. Под стенами залы эхом отдаются величественные аккорды византийской литургии — «Кирие элейсон» — «Господи помилуй».
В самом зале, преклонив колени, чинно внимают песнопениям, несколько мужчин. Они одеты в кольчуги с накинутыми на них шелковыми плащами. Их напряженные аскетичные лица выдают крайнюю степень сосредоточенности на молитве. Темные волосы и бороды, широковатые скулы указывают на то, что в жилах их течёт восточная кровь. Это — последние представители римско-византийской знати. Архонты, игемоны, простатевонты и топархи. Потомки римских легионеров, византийских аскетов, готских конунгов и аланских воинов.
Из самой глубины зала в окружении лампад на молящихся смотрит, изображённый на фреске младенец в Чаше. Вокруг Чаши склонились в поклоне ангелы с золотыми подсвечниками и зажженными свечами, а за ними старцы в белых ризах.
Мы с вами находимся во дворце ауфентов Феодоро в городе на плато Мангуп. Отсюда мы и начнем наше путешествие. Крепость на Мангупе была построена в 6 веке для защиты византийских владений в Таврике от набегов варваров. Место для крепости было выбрано неслучайно. Плато возвышается над уровнем моря, более, чем на 500 метров, и с него видны окрестности на много десятков километров вокруг. Обрывы, достигающие в некоторых местах 70 метров, делали кастрон почти неприступным, а на самом плато было несколько источников чистой родниковой воды.
«Положение Мангупа необыкновенно, — писал один из авторов. — Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира».
В 13 веке крепость на Мангупе получает имя в честь Святого Феодора Гавраса Стратилата — Сан-Тодеро и становится столицей одноименного государства — последнего оплота Византийского мира после падения Константинополя.
Сейчас от города осталась лишь груды мрачных развалин, но когда-то он и его обитатели жили совсем другой яркой и бурной жизнью, творческой и напряженной. Посетивший в конце 14 века столицу Феодоро константинопольский иеромонах Матфей был поражён её величием и красотой. С восхищением пишет он о прекрасных дворцах, храмах, мозаиках и фресках дивной красоты, фонтанах с кристальной родниковой водой, портиках и колоннах: «Нигде в мире не найдёшь… более великого города, кроме, пожалуй Константинополя, И, диво дивное, меня изумляет Твоё творение!».
Совершим и мы небольшую прогулку по городу Святого Феодора с теми средневековыми путешественниками, кто застал его в лучшие времена.
Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трёхэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вёл богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.
Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Феодоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина. «Я увидел ровную поверхность с четырьмя мысами, сады, орошённые сладостными водами источников, бьющих из под земли, изобильных водой, местность с прекрасным воздухом.
Я увидел удивительные храмы с мозаичными полами, крестово-купольные, базиликальные и округлые. Как поведать о кафедральном соборе? Как рассказать об архитектуре зданий». («Описание города Феодоро, иеромонаха Матфея»)
В 1475 году, спустя 23 года после падения Константинополя, после пятимесячной осады город был захвачен турецким экспедиционным корпусом, во много раз превосходившим защитников по численности и вооружению. Выстрелы турецких пушек по цитадели Мангупа поставили точку в истории тысячелетнего «христианского царства» — Византийской Империи.
Захватившие город янычары подвергли его страшному опустошению. Защитники Феодоро были либо перебиты, либо проданы в рабство. Многие говорят, что до сегодняшнего дня в этом месте остаётся атмосфера ужаса. Если здесь и была обитель Грааля, то никакой святости здесь не сохранилось.
Поклонившись могилам последних защитников византийского Православия, ещё раз вспомним слова иеромонаха Матфея:
«Как мне поведать тебе о моих тяжких утратах, о войнах и страшных событиях, о боевых отрядах… О резне и трепете судорожном тех, кто был внутри, и тех, кто был снаружи, о набегах, засадах, о ржании лошадей, о стенаниях множества народа, осажденного в городе, и о погребальных плачах». — и продолжим наше путешествие.
2) Эски-Кермен.
Пещерный город Эски-Кермен расположен в 5 километрах к востоку от Мангупа. Городище занимает плато столовой горы. Его длина с севера на юг составляет около километра, наибольшая ширина — 170 м, высота отвесных обрывов до 30 м.
Город был построен в правление императора Юстиниана I в качестве пограничной крепости, охранявшей путь из степей к Херсонесу. Вероятно, именно здесь находился главный опорный пункт Империи в Горной Таврике, известный как «Климата», «Кут» или «Кастрон Готфии» с византийским гарнизоном, состоявшим из выходцев из восточных провинций империи ромеев.
В период позднего средневековья входил в состав государства Феодоро в качестве провинциального центра. Во время эпидемии чумы середины 14 века, известной в Европе как «чёрная смерть», жизнь на плато замирает.
Наше путешествие по Эски-Кермену мы начнём по тропе, которая поднимается по пологому юго-восточному склону плато. Ещё перед входом в город наш ждут два очень показательных «совпадения» топографии местности «кастрона Готфии» и легендарного Корбенка — из цикла романов о Граале. В романе «Ланселот» его главный герой, прежде чем попасть в Корбеник убивает дракона, спрятавшегося в гробнице в часовне у стен замка. (Замечу, в описании сих мест туречкого путешественника Эвлия Челеби, есть и поминание величественного рельефа св. Георгия, попирающего дракона — А.А.).
После небольшого подъема справа от главной тропы мы увидим огромный камень, отвалившийся от основного массива скалы. Прямо в этом камне высечена поминальная часовня с гробницами. Однако самой главной достопримечательностью этой часовни является относительно хорошо сохранившаяся роспись.
На ней изображены Три Святых воина, откуда и пошло, обозначенное в путеводителях названием мартирария «Храм Трёх всадников». Один из воинов, предположительно святой Георгий, поражает копьём змея-дракона. Два других всадника, возможно Святой Дмитрий Солунский и Святой Феодор Гаврас.
В храме плохо сохранившаяся надпись: «Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».
Тропа ведёт нас дальше. Однако не стоит спешить. Примерно в 50 метрах от часовни, остановимся и посмотрим наверх.
Небольшой пещерный комплекс прямо над нашей головой — это храм «Успения» с изображенной в нём литургией Золотой колыбели.
В центре алтаря храма «Успения» нарисована литургия ангелов и святых отцов. Центром композиции является чаша-колыбель с Евхаристической жертвой.
С обеих сторон к чаше склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках. Фигура левого ангела утрачена почти полностью.
«Сэр Гавейн взглянул на Грааль, и ему подумалось, что он видит потир, и подумалось ему, что он видит перед собою двух дивных ангелов, несущих золотые подсвечники с огромными зажженными свечами….А в самой середине Грааля он, как ему представилось, узрел образ Младенца». («Перлесво»).
Следующими от престола стояли святители. Из них частично сохранился только правый. Он в белых ризах без крестов, видны охристые омофор и палица.
Чаша в настоящий момент почти не видна, о ней можно судить только по фрагментам ярко-красного цвета на месте изображения воздуха. Она сохранилась только в старых описаниях фрески, позволяющих провести её реконструкцию.
Оглядывая часовню снизу (потом у нас будет возможность осмотреть её внутри) вспомним слова из «Перлесво»: «Прямо на стене находилась небольшая часовня, и в неё то и дело входили люди, выходившие из главного зала замка. На кровле часовни возвышалось сразу три креста, на каждом из коих был изображен золотой орел».
Золотых орлов — гербов Феодоро — в настоящий момент на пещерной кровле храма сейчас нет, но они вполне могли там находиться раньше.
Поднявшись выше, мы подойдём к главным городским воротам. Оборонительные сооружения города были уничтожены в период между 8 и 10 веками в ходе одного из конфликтов византийцев с хазарами. Но когда-то, «кастрон Готфии» защищали мощные оборонительные стены и башни. К главным городским воротам вела вытесанная в камне дорога. Сами ворота — двустворчатые, деревянные, обитые железом запирались большой балкой. Во время осады пространство перед воротами преграждалось камнем, препятствуя тарану. Перед воротами опускалась железная решётка — т.н. «катафракта».
Возможно, что удивленный средневековый путешественник, мог описать укрепления Эски-кермена теми же словами, что Кретьен де Труа описывал замок Корбеник: «Отсюда и до Бейрута вы нигде не найдёте более стройной и притом возведённой в более дивном месте крепости».
Древние фортификаторы построили по всему периметру крепости стены, башни, а также высекли в пещерах многочисленные боевые казематы. Воины, находившиеся в них брали под обстрел подходы к воротам и наиболее уязвимые места по склонам. На плоских вершинах скал устанавливались камнемётные машины — баллисты, стрелявшие округлыми каменными ядрами, диаметром до 25 см.
Центром религиозной жизни «Крепости Готии» и прилегающей к ней области был большой базиликальный храм, построенный в 6-м веке. Некоторые авторы предполагают, что первоначально именно здесь мог располагаться центр Готской митрополии.
Около главных крепостных ворот находится ещё одна большая церковь — пещерный храм Иоанна Предтечи. Храмовый комплекс включает в себя собственно церковь, поминальную часовню и баптистерий — крещальню. Стены комплекса были расписаны фресками с изображавшим крещения Христа в водах Иоардана. Это, а также наличие в нём больших купелей позволяет предположить, что храм был посвящен Иоанну Крестителю.
Ещё одна достопримечательность городища — осадный колодец, уходящий в глубь скалы. Именно с его уничтожением исследователи связывают запустение городища. Варварам удалось узнать место расположения колодца и разрушить скальную стену у его основания, что сделало колодец доступным для осаждающих.
В легендах цикла Грааля Корбеник приходит в запустение, когда его жители оказываются недостойными видеть Святую Чашу. Правитель замка Король-рыбак получает болезненную рану в бедро и оказывается не в силах защитить свою страну, которая превращается в «Опустошенную землю». Жизнь в замке ещё теплится, но он постепенно приходит в упадок. Самые отважные рыцари погибают, стены и укрепления ветшают. Лишь изредка в нем происходят видения и литургии Грааля. Именно здесь главные герои цикла проходят первые инициатические приключения, которые ведут их к последующим поискам.
Эски-кермену как нельзя лучше подходит название Замка Опустошенной земли. Когда Мангуп процветал, «кастрон Готфии» уже находился в глубоком упадке, вероятно со времен византийско-хазарских пограничных конфликтов 8—10 веков. Неизвестный по имени турмарх Готфии, попытавшийся восстановить крепость Климатов следующим образом писал об агонии этого некогда славного города:
«Итак, варвары, снарядившись достаточным войском, ворвались в нашу землю как конницей, так вместе и пешим войском, думая завоевать нас с первого натиска из-за слабости городских стен и нашей робости. Им не без основания можно было так думать, так как мы сделали местом поселения разрушенный до основания город и поэтому производили атаки скорее из деревни, чем из города. Ведь земля была опустошена самими варварами раньше и достаточно разорена, стены же были разрушены до основания, и тогда сначала я первым решил снова поселиться в Климатах. Поэтому я прежде всего выстроил около него по (нашим) возможностям крепость, чтобы из неё легче, было заселить и весь остальной город».
Построенная рядом с городом крепость до сих пор видна с северной окраины Эски-кермена, это крепость Кыз-куле, на плато Тапшан.
Посетивший Крым в середине 16 века польский посол Мартин Броневский нашел город полностью опустевшим.
«Недалеко от Манкопа (Мангупа — А.А.), называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкескою крепостью, лежит древний город и крепость но ни турки ни татары, ни даже сами греки не знают его имени, — писал он. — Известно только, что он погиб во время греческих князей… На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы ещё явно видны, не смотря на то, что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города».
3) Плато Басман.
Далее наш путь лежит на восток к пустынному плато Басман, протянувшемуся на несколько километров на высоте более 1.000 метров над уровнем моря. Именно здесь, по преданиям, находилась «золотая колыбель». До сих пор оно остается одним из самых безлюдных и редко посещаемых мест Крыма. Достаточно сказать, что плато находится в охраняемой зоне и добраться до него без проводника почти не возможно. С вершины плато открывается замечательный вид почти на весь крымский полуостров.
Согласно мнению филологов, «Басман» слово тюркское и переводится как «место, куда нельзя ступать». (А я бы перевел иначе "Бас", то же что и "Бус" в ином языке, такое часто встречается; "ман" — человек. Так могли называть князя Буса Белояра готы, — А.А.).
В средние века на плато существовало поселение с замком-крепостью, основанное около VIII века. Склон хребта Басман, обращённый к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы в таинственные пещеры. В настоящий момент здесь выявлено 8 пещер и одна шахта. Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнёзда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх — в замок. Однако сейчас лестниц нет и пробраться к пещерам можно только по узкой и опасной тропке, подстраховываясь за выступы скал и корни деревьев.
Вход в самую большую пещеру Басмана представляет собой огромную арку, похожую на раковину для большого оркестра, высотой 5 и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Вход в нее разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит в глубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается почти на два десятка метров. Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. В ней находился средневековый некрополь и одноапсидный храм X-XV вв, гармонично вписанный в пещерный ландшафт — туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены.
Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображённая на фресках крымских храмов. Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя:
Доказано, что поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения в XIV или XV веке. В глубине одной из пещер был найден костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Но сама таинственная Колыбель так и не была обнаружена….
В конце романа «Поиски Святого Грааля» три рыцаря, соответствующие трём составным элементам состоявшегося Человека, находят Грааль в «духовном замке» Сарраса. Эти три счастливчика: Галахад (пневма), Працифаль (душа) и Борс (физическое тело).
«Вернувшись к столу Галаад простёрся пред ним и пал на лице свое, и за миг до того, как простёрся на полу, душа его покинула свое обиталище — плоть, и ангелы вознесли его на руках своих, ликуя и благословляя имя Господа Бога Нашего. После смерти сэра Галахада совершилось великое чудо: двое его оставшихся спутников совершенно ясно видели руку, нисходящую прямо с небес. Рука простёрлась к Святой Чаше и взяла её вместе с копьём и унесла их на небо».
Парцифаль становится новым Хранителем Чаши и лишь Борс (физический человек) возвращается к людям, чтобы рассказать им об увиденном.
«И с тех пор никто из живущих на свете не дерзал говорить, что он видел Святой Грааль»…
Подписывайтесь также на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".