Пока математика - это сложение и вычитание, все идет неплохо. Даже с умножением и делением дети, как правило, справляются. Но вот задачи... Видя текст, ребенок впадает в ступор. Что это?
Одна из самых частых причин: чтение
Если ребенок читает с трудом, то у его мозга просто не хватает "ресурса", чтобы осмыслить задачу. Он целиком сосредоточен на "прочитывании".
Просто представьте себе:
- опознать букву по ее внешнему виду,
- сопоставить ее со звуком,
- соединить слоги, а слоги - в слова.
Для ребенка, только научившегося читать - это все отдельные задачи, причем очень сложные.
И до тех пор, пока эти процессы не автоматизируются, уровень понимания текста будет очень низким.
А ведь в задаче нужно не просто прочитать текст. Нужно четко выявить логические связи между отдельными элементами. Без этого решение задачи невозможно.
Вторая причина: недостаточный объем оперативной памяти
Многие задачи невозможно решить, как примеры, поэтапно. Необходимо удерживать в памяти целый ряд условий и взаимосвязей. Либо приходится постоянно возвращаться к условию задачи, чтобы вспомнить следующий этап.
Именно поэтому дети могут решать задачи не до конца, путаться в условиях. Им сложно постоянно "держать в голове" сразу несколько условий. Взрослым, кстати, тоже.
Частично эта проблема решается, если у ребенка нет проблемы № 1, то есть он хорошо читает. И может быстро найти нужное место в тексте задачи, проверив или освежив свои воспоминания.
Если же ребенок плохо читает и при этом имеет проблемы с объемом оперативной памяти - наступает обратный эффект синергии. Ребенок вообще не понимает, как можно решить задачу.
"Умственная лень"
Сейчас тоже распространенная проблема. Ребенок может, но с трудом. Однако не хочет. Потому что требуется умственное усилие. А ребенок не привык "напрягать мозги".
Очень распространенная сейчас проблема.
Дело в том, что большинство тех игр, которые популярны среди детей, требуют быстроты реакции, но не удержания в памяти информации. И совсем не требуют длительной концентрации, оперирования одновременно несколькими объектами.
Кроме того, играет роль и специфика поощрения. Как правило, ценится (и родителями, и учителями) результат. Независимо от усилий, затраченных на его достижение.
Поэтому дети предпочитают те занятия, где результат получается минимальным усилием:
- Сережа молодец, очень красиво написал.
И Сережа будет писать с удовольствием. А вот отвечать у доски не будет. И родители будут просить (требовать), чтобы к ребенку был индивидуальный подход. Он же не любит отвечать у доски.
Получается, ребенок и не прилагает усилий, чтобы получить результат. Он идет по "пути наименьшего сопротивления".
А при чем тут задачи? А вот при том, что они как раз требуют усилий. А ребенок их совершать ... ленится.
Это все понятно. А что делать-то?
Сначала выяснять, в чем проблема.
А дальше - решать.
Если проблема в чтении - заниматься чтением.
если проблема в памяти - развивать память.
Если проблема в характере, избегающем трудностей - менять стратегию поощрения:
- сравнивать ребенка не с мифическим "хорошим ребенком", а с ним самим, который еще вчера не умел;
- приучать делать "сверхусилие", которое и дает самый большой рост;
- замечать не только результат, но и труд, который этот результат дал. И даже труд, который пока результата не дал, но обязательно даст в будущем.