Найти тему
Мама Научит

Почему дети не любят и не умеют решать задачи. И что с этим делать родителям

Оглавление

Пока математика - это сложение и вычитание, все идет неплохо. Даже с умножением и делением дети, как правило, справляются. Но вот задачи... Видя текст, ребенок впадает в ступор. Что это?

"Задача не решается"
"Задача не решается"

Одна из самых частых причин: чтение

Если ребенок читает с трудом, то у его мозга просто не хватает "ресурса", чтобы осмыслить задачу. Он целиком сосредоточен на "прочитывании".

Просто представьте себе:

  • опознать букву по ее внешнему виду,
  • сопоставить ее со звуком,
  • соединить слоги, а слоги - в слова.

Для ребенка, только научившегося читать - это все отдельные задачи, причем очень сложные.

И до тех пор, пока эти процессы не автоматизируются, уровень понимания текста будет очень низким.

А ведь в задаче нужно не просто прочитать текст. Нужно четко выявить логические связи между отдельными элементами. Без этого решение задачи невозможно.

Вторая причина: недостаточный объем оперативной памяти

Многие задачи невозможно решить, как примеры, поэтапно. Необходимо удерживать в памяти целый ряд условий и взаимосвязей. Либо приходится постоянно возвращаться к условию задачи, чтобы вспомнить следующий этап.

Именно поэтому дети могут решать задачи не до конца, путаться в условиях. Им сложно постоянно "держать в голове" сразу несколько условий. Взрослым, кстати, тоже.

Частично эта проблема решается, если у ребенка нет проблемы № 1, то есть он хорошо читает. И может быстро найти нужное место в тексте задачи, проверив или освежив свои воспоминания.

Если же ребенок плохо читает и при этом имеет проблемы с объемом оперативной памяти - наступает обратный эффект синергии. Ребенок вообще не понимает, как можно решить задачу.

"Умственная лень"

Сейчас тоже распространенная проблема. Ребенок может, но с трудом. Однако не хочет. Потому что требуется умственное усилие. А ребенок не привык "напрягать мозги".

Очень распространенная сейчас проблема.

Дело в том, что большинство тех игр, которые популярны среди детей, требуют быстроты реакции, но не удержания в памяти информации. И совсем не требуют длительной концентрации, оперирования одновременно несколькими объектами.

Зачем думать? Можно же просто сказать "не получается"
Зачем думать? Можно же просто сказать "не получается"

Кроме того, играет роль и специфика поощрения. Как правило, ценится (и родителями, и учителями) результат. Независимо от усилий, затраченных на его достижение.

Поэтому дети предпочитают те занятия, где результат получается минимальным усилием:

- Сережа молодец, очень красиво написал.

И Сережа будет писать с удовольствием. А вот отвечать у доски не будет. И родители будут просить (требовать), чтобы к ребенку был индивидуальный подход. Он же не любит отвечать у доски.

Получается, ребенок и не прилагает усилий, чтобы получить результат. Он идет по "пути наименьшего сопротивления".

А при чем тут задачи? А вот при том, что они как раз требуют усилий. А ребенок их совершать ... ленится.

Это все понятно. А что делать-то?

Сначала выяснять, в чем проблема.

А дальше - решать.

Если проблема в чтении - заниматься чтением.

если проблема в памяти - развивать память.

Если проблема в характере, избегающем трудностей - менять стратегию поощрения:

  • сравнивать ребенка не с мифическим "хорошим ребенком", а с ним самим, который еще вчера не умел;
  • приучать делать "сверхусилие", которое и дает самый большой рост;
  • замечать не только результат, но и труд, который этот результат дал. И даже труд, который пока результата не дал, но обязательно даст в будущем.