В современном мире одним из ключевых навыков становится умение адаптироваться к меняющимся условиям (осваивать новые программы, устройства, технологии, способы поиска информации, новые профессии). Средний класс традиционно рассматривается как провайдер изменений в обществе, как слой, наиболее открытый к невзрывным, но устойчивым трансформациям, новым идеям. В статье Алины Пишняк и Натальи Халиной (№3/2022) анализируются особенности восприятия новых технических решений средним классом.
Средний класс демонстрирует позитивное отношение к инновациям и приветствует внедрение новейших технологических разработок в самых разных сферах (образование, медицина, сельское хозяйство, производство товаров и пр.). Причем представители этого слоя общества оказываются в данном контексте более продвинутыми, чем другие слои населения.
Несколько иная картина наблюдается в отношении личной заинтересованности в товарах и услугах инновационного характера: хотя представители среднего класса отмечают, что такого рода блага их интересуют, по всему населению в целом обнаруживается более высокая степень заинтересованности. Авторы отмечают, что вероятно, разница заключается в том, что население в целом оценивает свой интерес как абстрактный при невысокой фактической доступности инновационного блага (хотя бы в силу его более высокой стоимости на фоне аналогов), а средний класс говорит о реальном потребительском выборе.
Ключевой вывод данного исследования заключается в неоднородности среднего класса в контексте принятия инноваций, что в условиях запроса на определение социальных групп-локомотивов развития страны дает основания использовать инновативность в качестве дополнительного или даже самостоятельного стратификационного признака.
Болле подробно узнать об инновативности среднего можно на сайте журнала по ссылке https://doi.org/10.3897/popecon.6.e79637