Продолжаем публикацию материалов спецпроекта "Легенды и были Рязани".
Леонид Дмитриевич Малашкин – брат первого в Рязани независимого издателя Николая Малашкина – тоже вошел в историю, но уже как композитор и музыкант. Причем начало жизни его было более чем трагическим — в раннем детстве Леню уронила с лестницы нянька. Трагедия случилась в распутицу, плачущего младенца из села Казарь в Рязань пришлось везти верхом. А это без малого 25 верст по не самой лучшей дороге. Но городской лекарь лишь развел руками и подивился, как это младенец еще жив. Мальчик получил тяжелейшую травму головы с осложнением на зрение и слух,а также сложный перелом ноги. Зрение удалось спасти, правда, один глаз сильно косил, а из-за перелома Леонид до конца жизни хромал. Зато слух восстановился в полной мере, что и решило его судьбу.
Учителя, дававшие Малашкиным уроки на дому, отмечали успехи юного Николая в естественных и прочих науках, когда же речь шла о Леониде, отводили глаза и неуверенно хвалили за усердие в изучении Закона Божьего. А вот учитель музыки прямо указывал на его музыкальные способности, особо – в игре на фортепиано. Против фортепиано и вообще музыки отец Дмитрий Данилович ничего не имел, напротив, дал всем детям прекрасное музыкальное образование. Но в сыновьях видел прежде всего продолжателей своего дела. По велению отца Леонид с братом Николаем едет учиться в московское коммерческое училище.
Не имея в натуре «коммерческой жилки», учится откровенно плохо, зато много времени посвящает занятиям музыкой. Отец такому увлечению сына не противится и даже оплачивает занятия сына у лучшего московского преподавателя музыки А. И.Дюбюка. Маститый музыкант усердного рязанца хвалил, а вот итоги аттестации Леонида в коммерческом училище привели Дмитрия Даниловича в ярость. Он срочно отзывает сына из Москвы и посылает и в Казарь к деду, где тот пытается научить внука управлению хозяйством. Тщетно! Если верить воспоминаниям Николая Малашкина, гостившего летом в родном селе, то брат вместо того, чтобы гнать крестьян вкалывать на поля, выстраивал их «по голосам» и заставлял петь народные песни, дирижируя с телеги. Отца такое народное творчество не впечатлило, он снова посылает Леонида в Москву учиться уже на юриста со строгим наказом: либо Леонид становится адвокатом, либо лишается отеческого благословления и всех связанных с этим матблаг.
Леонид послушно поступает на юрфак Московского университета, но юридические науки ему тоже не даются. Отец в наказание до предела урезает сыну содержание, так что ему приходится из-за нужды давать уроки игры на фортепиано. Кто знает, как сложилась бы судьба этого самородка, если бы не случай… Приятная во всех отношениях дама Анна Павловна Карташева к несчастью овдовела. Супруг был не молод, но богат и любим. Желая как-то утешить боль от утраты, Анна Павловна хочет научиться игре на фортепиано. Вдова еще молода и хороша собой, а застенчивый, хоть и косенький, хроменький учитель ей очень симпатичен, так чего ж время тянуть?
Пожалуй, впервые в жизни Дмитрий Данилович Малашкин признал, что и от занятий музыкой бывает толк. За вдовой числилось довольно солидное состояние, так что сына Малашкин без сомнений благословил. В свадебное путешествие молодые едут в Европу, в Берлин, где Леонид Дмитриевич получает блестящее музыкальное образование в консерватории Штерна. Там, в Германии Леонид Малашкин сочинил фортепианную сонату на основе русской народной музыки и песен. Как раз пригодились записи песен крестьян в родном Казаре и соседних селах Рязанской губернии.
В Россию Малашкин возвращается уже признанным музыкантом, в 1870 году в Петербурге дирижирует симфонией собственного, сочинения, но широкая публика приняла его как автора музыки романсов. Что и говорить, вся Россия тогда пела «Я встретил вас», Прошу я лишь вниманья», «Расстались гордо мы», «Одинокая слеза», «Так жизнь молодая», «Я вновь один»… Ноты романсов расходились огромными тиражами по всей огромной империи, но лишь специалисты назовут вам Малашкина как автора оперы «Илья Муромец», прекрасной духовной музыки и собирателя песенного фольклора.
Закат жизни Леонид провел в Киеве, где возглавлял капеллу духовной семинарии. Воспитал шестерых детей. Но порой навещал и Рязань. Последний из его больших концертов в нашем городе состоялся в 1886 году, в ходе которого «… композитор удивительно исполнял свои романсы, аккомпанируя себе на фисгармонии».
Но чаще обыватели вспоминали «домашние концерты» Малашкиных. Особо один летний во время приезда «братца Леонида». Тогда в доме Малашкиных давали «семейный концерт при открытых окнах». Николай Дмитриевич к тому времени организовал при гимназии частное училище с ансамблем балалаечников, которые и явились полным составом. Аккомпанировали старшим Малашкиным также младшие дети. Окна и балконные двери второго этажа были открыты, шторы раздвинуты, на подоконниках горели свечи. Огромная толпа собралась тогда в Городском парке и совершенно очарованно слушала дивные мелодии из окон дома с чугунным балконом над прудом Нижнего городского парка.
Другие публикации спецпроекта "Легенды и были Рязани"
Улица легенд и событий. Тайны перекрестка улиц Астраханской и Свободы
Секреты улицы Соборной. Гастроли Станиславского, убийство полицмейстера и призрак мецената Салтыкова
Призраки Владимирской. Тайны улицы Свободы
Рюмина роща. История рязанского ЦПКиО
Великолепный Эраст. К юбилею мастера
Бетонный купчина. Дома из кирпичей Михаила Селиванова стоят в Рязани до сих пор
Дом из Газетного переулка. Как купец Малашкин основал первую в Рязани частную газету