Вот вы когда-нибудь мечтали поучаствовать в настоящем Крестовом походе? Конечно нет, если у вас все нормально с головой! Это же самое Средневековья – никаких лекарств и кофе, долгая дорогая, дизентерия, чума, миазмы, отсутствие гигиены, фанатики, сарацины, распри феодалов, и вот ты простудился под дождем на переправе и всё…
Но, если вернуться к романтической части – поход светлых рыцарей на дивный Восток, благая миссия по спасению братьев по вере от небратьев по вере. Взятие Иерусалима, сражения и несметные подвиги. Пусть лукав и жесток, но прекрасен Восток… Хотели бы? Так вот, в игре Crusader kings не будет этого почти ничего. И если ты брал коробку, залюбовавшись на крышку с изображением брутального дяди, вылитый крестоносный Один, тогда увы тебе и горе.
Короли-крестоносцы
Ведь эта история совсем о другом. Нет, болезни здесь будут. Будет чума. Сражения тоже. Но сами Крестовые походы оставлены за кадром. Совсем… Иронично! Это история о феодальных отношениях, о семейных ценностях, а также о ценностях территориальных. Под нашим контролем окажется один из монарших родов средневековой Европы. Вначале будет только король, потом мы найдем ему королеву. А потом, даст бог (игрок справа), пойдут и детишки, наследники.
Всё исторично – под каждый сценарий, каждый номерной поход Войска Христова, нам подбирают и реально существовавших в ту пору королей, и сами их вотчины. Ричард Львиное сердце, Вильгельм Завоеватель, Роберт Гвискар и прочие. И гербы получим правильные для каждого дома! По сути фракций на поле пять, но планшетов с гербами гораздо больше, ведь с течением времени со сцены уходили одни, и приходили другие фамилии. Тут всё прекрасно, любители истории оценят подход авторов.
Кстати, вы до сих пор не встретили в моем тексте важной сноски о том, что идея для этой настолки не с неба упала, а сделана она по знаменитой на весь мир линейке компьютерных игр. Так вот эта сноска. Да, создатели перенесли игру с ПК на стол. Насколько им удалось передать дух оригинала я затрудняюсь сказать – когда-то давно минут пятнадцать играл в какую-то из частей, не помню практически ничего. Но, как говорят знатоки, сходства между электрической и картонной версиями есть. Да это и не так важно, если вас, как и меня, привлекают хештеги: рыцари, крестовые походы, феодальные войны, столетняя война, средневековье.
Карта и территория
Что вводит в ступор с самого начала – это классные фигурки конных рыцарей, которые сражаться… не будут. Они просто маркер контроля, но не войско. А их так и хочется подвигать, столкнуть с другими! Не выйдет. Однако, есть у нас и военные фигурки – пешие. Вот они отвечают за военные действия. Впрочем, двигаться по карте они будут не так часто.
Вся игра зашита, в первую очередь, в картах. У нас есть пять колод:
Строительство/развитие:
Построить замок, купить себе мудрого советника или изобретение. Если замок – это дополнительный доход и дополнительная защита, то карточки с советниками и технологиями – разнообразные весьма полезные бонусы для вашего королевства. Можно изобрести длинные луки, чтобы иметь преимущество в атаке, можно нанять королевскую стражу, чтобы еще лучше беречь жизнь монарха, купить укрепленные доспехи и усложнить атаку по вашим войскам. И много чего еще.
Интриги:
Можно заказать убийство членов династии (в том числе и своих), посеять в приграничных провинциях смуту, устроить свержение власти и прочие гадости. Здесь же можно сфабриковать повод для военного вторжения или развести сложившуюся пару.
Военные действия:
Война в этой игре дело долгое. Вернее, к ней нужно долго готовиться. Одним действием мы должны провести мобилизацию, другим – сфабриковать повод для войны (если у нас нет настоящего) и только третьим осуществить вторжение. Два первых действия можно сыграть в любом порядке. Но пока вы разворачиваете войска на одном краю своих владений, ваши соседи могут сделать что-то плохое на другом.
Уточню - вы не можете просто так взять и кинуть войска на кого-либо. Нужен повод для вторжения. Casus belli. Его можно, как я сказал, сфабриковать, но можно и получить естественным путем. Например, если кто-то провалил интригу против вас - вы теперь имеете против этого игрока тот самый повод. Если кто-то напал на вас - тоже повод. Если кто-то помогал нападающему поддержкой по территории против вас - повод напасть теперь есть и на него (это мне особенно нравится). На мой взгляд – всё это интересные и реалистичные механики.
Налог:
Собрать подати со своих земель. Здесь нам помогут замки, а также урожаи. А вот неурожай или чума – они помешают.
Крестовый поход:
Удивлены? Я же сказал, что здесь это за кадром. Да, так и есть. Вся процедура состоит в том, что вы выбираете, кто из семейства пойдет в поход. Может случиться два исхода – член семьи вернулся живым или не вернулся. Ну и тот, кто сходил удачно, получает жетон первого игрока, а также плохую черту характера (говорю же – нечего там делать!). Перехват жетона первого игрока, кстати, сделан любопытно. Кроме того, тот, кто добежал до Иерусалима (это последний пункт на треке походов) получает одно победное очко и завершает партию досрочно.
Средневековье без страданий?
Но действие – это только часть того, что зашито в каждой карте. Еще есть событие! Разыгрывается оно на себя или на соседа. И очень часто оно негативное. Каждый раз это маленькая история. Например, событие может гласить, что у вашего соседа по столу родился ребенок, но жена тяжело переносит роды. Если у игрока есть в советниках врач – она выживает. Нет – нет. Или у соседа восстание, или у вас неурожай, или у вас какое-нибудь испытание, турнир. Всё тематично! Вообще, в этой игре можно формально разыграть сценарии многих средневековых конфликтов - я имею в виду не книгу сценариев, а просто сам факт противостояния, например, Англии и Франции времен столетней войны - у вас для этого всё есть.
Игроки в начале эпохи соберет руку из каждой колоды. Суммарно 8 карт (на старте). То есть, вы будете знать, какие берете действия, но не будете знать самих событий на картах. За раунд сыграется только две карты, а раундов у нас три. На каждый раунд мы заранее выкладываем две карты в строгой последовательности: первую сверху, вторую – под нее. Порядок разыгрывания этих карт нельзя менять.
Сделай свой мешок
Я сказал, что вся игра зашита в картах, но есть и еще один двигатель – мешочек. У каждого из наших монархов будут жетоны-характеристик. Они бывают положительными (зеленый цвет) и отрицательными (красный). Например, наш король Храбр, Мудр, но Жесток и Скуп. Итого у него четыре жетона в мешочке. Почти для всех действий в игре предусмотрена проверка с мешочком. Зеленый жетон – прошел, красный – нет. Есть возможность чистить мешок, а также вытягивать критические успехи. Определенные проверки позволят вам засчитать успех с определенного красного жетона и наоборот – не засчитаются с определенного зеленого. Новые жетоны наш король получит от супруги, а также по событиям.
Король постепенно (с каждым раундом) стареет, а может и вовсе внезапно скончаться от ножа в сердце. Поэтому мы должны готовить толковых наследников, наполняя их карту хорошими жетонами. Когда воцарится новый член семьи, все его жетоны пойдут в ваш мешок, дополнив то, что уже есть. Глупый добавит в нашу политику глупость, а храбрый - храбрость, что сыграет свою роль. Классно? Классно. Наследовать трон, кстати, может и женщина, но только если мальчиков-наследников нету. И вот у нас есть еще одна задача на игру – копить хорошие жетоны и стараться не нахватать плохих, организовывать наиболее выгодные браки.
Победа и правила поведения
Чаще всего дети вам будут доставаться по событиям с карт игрока справа от вас. Что это значит? В каждой колоде, кроме крестоносной, есть немало карт с событием «Родилось дитя». И играется она, как правило, на соседа (если у него самого менее трех детей). Как вы понимаете, в игре стоит хорошо общаться не только с соседями по землям, но и с соседом по столу.
В игре можно и нужно много договариваться. Можно давать деньги, заключать династические браки, сулить земли. Война здесь, как уже говорилось, дело небыстрое. Если с кем-то закуситесь – другие могут воспользоваться и ударить в спину.
Игра может быть и, видимо, должна быть, злой. Когда в один ход вам убивают одного из наследников, а в следующем ваш второй наследник гибнет в Крестовом походе, ваш король умирает от старости… И вы, не имея возможности поставить преемника, теряете половину земель, денег… Это больно и с большой вероятность гарантирует то, что в партии вам уже не победить. Впрочем, последнее неизвестно. Ведь может случиться, что и другие игроки вкусят горя. Если не сами, то по событиям.
Заметна асимметрия по дислокации. Богатая деньгами и землями Франция граничит сразу со всеми государствами, ее могут начать раздирать со всех сторон. Чтобы добраться до земель Священной Римской Империи, Англия должна либо проложить себе мечом путь через Францию, либо купить технологию «Флот», но второй вариант не позволит подводить к германской нации большие войска. На этот счет неплохо бы заключить с Францией союз, чтобы она давала вам военную поддержку в атаке. Также все правители начинают игру со своими характеристиками и стартовой технологией или стартовым советником. У самой по себе нации уникальных возможностей нет, но разные детали сэтапа позволят ощутить разницу между ними.
Интересно, что победные очки в игре даются только в финале и только за самые очевидные вещи. Никто не совершит кругосветного путешествия по треку ПО, замотав его на 300+. Получаем по одному очку за каждую провинцию под своим контролем; за достижения в развитии – одно очко, за преобладание на треке Крестовых походов – еще одно, за завершение трека походов – одно; за большинство замков – еще одно. При этом больше восьми земель вы занять физически не можете – ограничение по количеству вассалов. И достижения – это не всем, а только одному. То есть, всю игру мы интригуем, страдаем по событиям, и стараемся к концу остаться в наиболее выгодной ситуации.
Дилемма короля
На первый взгляд в игре очень много воли случая. События, проверка по жетонам… Прилететь может отовсюду. Но если присмотреться – здесь есть инструменты, позволяющие держать ситуацию под контролем. Например, налог вы собираете без проверок. То есть – деньги у вас будут, лишь бы земли не растеряли, да охранили их от беспорядков. А если есть деньги, значит будет и армия, значит будут и карты технологий. А еще – возможность докупать проверки. Вы имеете право заплатить по монете за дополнительную проверку по пропорции «нужное число проверок +2». То есть, если в вашем мешке четыре жетона, два из которых зеленые, и два – красные, вы точно сможете вытянуть успех. И так далее. Но помните, что другие смогут саботировать ваши проверки.
На ком жениться? На той барышне, что живет на границе с вашими землями? Можно. А потом эту дружественную землю аннексировать. Или напротив – жениться на красавице из дальних земель, и иметь военную поддержку во время нападения на игрока по соседству. Может быть стоит купить советника, руководящего агентурной сетью, и чинить разорения прямо в сердце вражеского государства? После партии сразу начинаешь думать, как бы еще можно было повести игру, на что сделать ставку.
Фишки игры:
Crusader kings одновременно масштабная настольная стратегия, но не гигантская. Нюансы нужно знать, но в целом на обучение не придется тратить много времени. Минут за тридцать можно объяснить всё. А если компания не сильно суровая, то можно первую партию посвятить правилам, и показывать все детали в процесса.
Это здорово - одновременно играешь в большую игру, но при этом она не падает на тебя тяжелой плитой бесконечных правил, нюансов и условностей. Здесь есть, чем заняться, и всё это несложно удержать в голове.
Игра, несомненно, оригинальная. Даже не знаю, с чем ее сравнить. В корне она – стратегия на контроль территорий. Но окружена оборочками из каких-то совсем других степей. Здесь вам и некий варгейм, и нечто Pax-о-подобное, и Игра престолов, и песочница, и патигейм. В общем, что-то на самом деле своеобразное и неожиданное.
Нет кубов, но есть мешочек и его прокачка. Добавляем хорошие жетоны, стараемся выкинуть максимум плохих. Плюс, каждый жетон – это какая-то черта характера, и их очень весело зачитывать. Родилась Елизавета… Уродливая. Карл – Храбрый! Вильгельм Трусливый, ставший позднее еще и Глупым. И так далее. Подобную механику с мешочком я видел только в карточном Ужасе Аркхэма.
Много взаимодействия между игроками, в первую очередь – уговоры, сделки. Важно, как и в Игре Престолов, на старте договориться хоть с кем-то о временном или постоянном мире.
Яркие и болезненные события на картах, которые могут влиять и на земли, и на двор, и конкретно на короля.
Много логичных, интересных деталей. Бунт можно подавить, поставив в местности гарнизон. Чума убивает гарнизоны и может распространяться. Не получившие оплату солдаты – сами устраивают бунт, и всё это отражается на игре.
Интересный подход к подготовке военных действий и несложные, но классные тактические маневры.
Программирование действий. Выкладываем две карты, не зная, что будут играть другие. Играем верхнюю, а потом, на следующий круг, нижнюю.
Карта кажется живой – здесь, помимо наших государств, есть нейтральные, со своими представителями, которых моно сделать членами семьи. Чреда событий с карт – вносит немало вызовов и в целом хорошо разнообразит, оживляет каждую партию.
Есть соло-режим, но я его не тестировал. Важно – в рулбуке режим устаревший, на bgg можно взять более новый.
Что может оттолкнуть и кого:
Правила, лежащие в коробке, составлены плохо. Обязательно читать эррату или правила последней сборки (на бгг). Например, в новом варианте появилась возможность усыновить себе ребенка. Мало ли, ну не играют на вас карты с рождением злые соседи. Сами по себе правила не сразу могут комфортно расположиться в голове, поэтому желательно иметь перед глазами современную памятку (прикрепляю сюда свой авторский вариант).
Изначально игра, как я уже говорил, может показаться исключительно рандомной. Вам может ну вот жестоко не везти временами. Но присмотритесь, поэкспериментируйте. Выходы есть.
Это не евро. Если вы хотите играть только от точных значений без сюрпризов – это игра не для вас, от слова харкдор.
Если вы хотели военную стратегию про крестоносцев – не, это не то.
События и действия других игроков могут быть обидными. Если вы чувствительная натура – может и не нужно ссориться с друзьями, лучше сыграйте в что-то добренькое. В Игру Престолов, например))
Заключение хроники
Если вас интересует исторический период, хотя бы в первом приближении, или если просто нравятся рыцари – тогда вам будет весело. Игра хорошо отражает эпоху и многое там может восхитить именно сведущих.
Лучше играть, как кажется, полным составом в пять игроков или хотя бы вчетвером. Чем больше действующих лиц, тем больше будет интриг, свадеб и битв.
Кстати, игра вас не заставляет вступать в бой с игроками. Вы можете слегка расшириться по нейтральным землям, а потом строить замки, покупать изобретения и прыгать в Крестовый поход, таким образом нарабатывая себе победные очки к финалу. Учитывая, что ни одна колода действий, скорее всего, не буде разыграна полностью (последовательность карт уж точно будет каждый раз иная), и учитывая, что каждый будет играть по-своему, всякая партия будет уникальной и богатой на взрывы рыцарских забрал.
Компоненты – неплохие. Симпатичные миньки (но не CMON) – у каждой фракции не только свой цвет, но и свои модели. Классные мягкие мешочки. Приятное оформление карты, карт. Качество картона среднее. Давились жетоны, кстати, с трудом и заусенцами. Органайзер - не годится. После того как карты окажутся в протекторах, они не поместятся в соответствующие отделения. Но в целом и общем – приличная коробка, не стыдно народу показать.
Лично мне Crusader kings очень понравились, и я надеюсь играть в них почаще. Богатый выбор тематичных действий, яркие события, разные стратегии поведения, постоянное общение между игроками. Присмотритесь, может и вам понравится. Приятного похода!
P.S. Для игра существует небольшое дополнение. Это коробочка с миньками, которые выставляются с карт технологий и сами по себе расширяют функционал этих технологий. Очевидно, что допчик не будет нужен в первых партиях, в базе и так есть, что запоминать и подглядывать в правилах. Мне попадались мнения, что дополнение делает игру неповоротливой, добавляет много новых нюансов. Тут ничего сказать не могу, не пробовал.