Найти в Дзене
Странствия поэта

«Если можешь не писать, то не пиши». Как понять эту фразу

Я в лит. среде, если можно так выразиться, уже около 8 лет. Довольно плотно засел. За это время успел создать и закрыть пару неплохих проектов, побывать на десятках литературных вечерах в двух столицах, познакомиться с неплохими на мой взгляд авторами и даже издать свой собственный сборник стихов.

Я почти сразу отмёл всякие литературные форумы, где сидят тысячи авторов, довольно быстро мне наскучили литературные вечера, что десятками проводят в крупных городах, надоели мне и поэтические группы, где люди публикуют и обсуждают стихи. Единственный островок стихосложения – это вот этот канал и небольшая группа ВКонтакте имени меня, где я публикую исключительно стихи собственного производства.

А вот с производством в сфере стихосложения у меня туго. За три года я написал примерно 10 стихотворений. В дичайшую графоманию я никогда не впадал, а писать об одном и том же, пусть даже разными словами не мой вариант. Да и когда количество написанного было важно? Для меня главное плотность темы, а также полученный жизненный опыт, чтобы эта тема могла играть моими красками и оттенками, не опираясь на чужие наработки.

Все, наверное, слышали вот такую фразу:

"Если можешь не писать, не пиши"

Исток её уходит к письму Льва Толстого от 1908 г., который написал в письме к Леониду Андрееву так:

«Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя».
Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой

На самом деле в мире не так уж много «неотвязчивых» вещей, о которых ты можешь написать. И уж тем более написать так, как до тебя никто ещё не смог. Это отделяет «человека-писателя» от «человека-творческого».

Человеку творческому всё равно как выражать себя. Сегодня он пишет стихи, а завтра его заинтересует живопись, то есть он не погружается в процесс на высоких глубинах. Его цель просто что-то сотворить, пока это интересно ему самому. Человек-писатель такой роскоши себе позволить не может. Поэтому у него тысячи черновиков и огромная неуверенность в том, что его работы кому-то вообще интересны. Бесконечный поиск совершенной формы, которой не существует.

В литературной среде есть понятие «творческая самодеятельность». То есть, когда человек занимается чем-то, не опираясь на фундаментальные основы, например, стихосложения или живописи. У авторов не понимающих, что без основ никуда, часто рождается глупая по своей сути отговорка:

«Я художник, я так вижу».

Видеть можно всё что угодно или «душой писать» как некоторые считают. А ещё не видеть, но думать, что ты это видишь (душой). В голове у автора может быть всё что угодно, но на исходном материале выявляется только белый шум, в котором читатель ничего не разберёт. И вот этот «белый шум» часто выдают за литературное произведение.

И если разобраться в вопросе как следует, то мы увидим огромное количество авторов-ретрансляторов этого белого шума, которые не стараются разобраться в том, что они вещают.

В поэзии очень важен контекст. Зерно, которое способно прорасти в сознании читателя и дать ему либо эмоцию, либо пищу для размышления. Если всё сразу, то читатель получает эстетическое удовольствие от чтения таких стихов.

Так вот если уж писать стихи или прозу, то для начала нужно разобраться с белым шумом у себя в голове. А уж потом вещать свои мысли читателю. А это уже умственная работа, которая очень сильно отличается от обывательского представления «писать душой».

Я считаю, что мысль Льва Толстого не в том, чтобы пройти через писательский зуд, а в том, чтобы у тебя начало что-то писаться, нужно для начала хорошенько подумать, что ты хочешь написать. Пусть 2-3 минутки, но подумать. И если за это время к тебе придёт мысль, что может и не надо, то, наверное, и не стоит.

Лайки помогают развитию канала

-2