«Семейниками» не рождаются, ими становятся. Обстоятельства, личный опыт, особенности здоровья или темперамента ребенка, чужой пример – все это может вдохновить детей и родителей на семейное обучение. Влияют ли на это книги? Вероятно, нет. Но они часто поддерживают нас в минуты сомнений, помогают найти единомышленников и расширить представление о предмете. «Автограф» сделал подборку 7 книг, которые будут интересны всем, кто ушел учиться из школы домой (или только задумывается о переходе на семейный формат).
Джон Тейлор Гатто «Фабрика марионеток» 12+
Идея общеобразовательной школы настолько сильна, что родителям, решившим выйти из системы, часто нужна моральная опора, чтобы сделать этот шаг. Многие люди интуитивно чувствуют, что «что-то не так с Кевином» (читай – существующей системой образования), но их претензии воспринимаются как придирки или объясняются слабостью конкретной школы, учителей или самого ребенка.
Джон Тейлор Гатто предлагает взглянуть на обязательное государственное образование (любой страны) как на механизм, формирующий «винтик» для индустриальной общественной машины. Он пишет о школьных занятиях как об уроках бессистемности, сегрегации, безразличного отношения к делу, эмоциональной и интеллектуальной зависимости от мнения окружающих и полной подконтрольности. Выводы Гатто неутешительны: он считает, что систему не удастся реформировать, и требуется создание чего-то совершенно иного.
Александр Нилл «Школа Саммерхилл — воспитание свободой» 12+
Книга Александра Нилла – история реально существовавшей школы, куда принимали тех, от кого отказалась система – и государственные, и частные школы. Самый шокирующий для обывателя факт: детей там не заставляли ни учиться, ни работать. Совсем! Но с учетом того, что в Саммерхилл отдавали «упрямых, ленивых, грубых, непослушных, асоциальных» детей, их родители были согласны на эксперимент, потому что все остальное уже было испробовано.
В Саммерхилл вели школьные занятия, но ходили на них только желающие. Для «лентяев» были организованы открытые мастерские, где они (опять же если хотели) проводили свободное время. Так, постепенно, с ощущением настоящего выбора и подлинной свободы дети возвращались в учебные классы. Многие выпускники даже смогли поступить в колледжи, но большинство просто «нашли себя»: отказались от вредных привычек, устроились на работу, завели друзей и семью – стали людьми, способными отвечать за свою жизнь. Книга Нилла – вдохновляющая история для отчаявшихся родителей.
Кен Робинсон «Школа будущего» 12+
Иногда складывается впечатление, что семейники – это временные эмигранты, и когда ситуация изменится, они с радостью вернутся «на родину». Потому что уход из системы для многих родителей – вынужденная мера, и они были бы счастливы учить своих детей в хороших государственных школах.
Так вот Кен Робинсон создает образ этой хорошей «школы будущего», где детям интересно учится, где и ценят их индивидуальность, где уроки не оторваны от жизни, а вплетены в ткань повседневности. Он приводит примеры существующих «лоскутов» будущей образовательной системы, разбросанных по разным территориям. Выводы Робинсона основаны на беседах с детьми, родителями, учителями, чиновниками, общественными организациями и политиками. И вы удивитесь: большинство из них хотели бы все изменить, но чувствуют свое бессилие и одиночество. Эта книга напоминает о значении солидарности, об огромном потенциале горизонтальных общественных связей. И о том, что будущее начинается сегодня.
Алексей Карпов «Семейное обучение как система» 12+
Отец четверых детей-хоумскулеров Алексей Карпов написал немало пособий для родителей. Книга «Семейное обучение как система» подводит итог его девятнадцатилетнему опыту учебы дома. Автор открыто говорит, что это всего лишь его личный опыт, который в других семьях может не сработать.
Алексей задает вопросы, на которые сложно дать ответы, но сама их постановка является продуктивной. Каркас системности любого образования, по мнению автора – это развитие основных функциональных навыков. Он пишет, что если мы возьмем хилого, нетренированного человека и покажем ему несколько «боевых приемчиков», то толку от этого, скорее всего, не будет никакого. Точно так же дело обстоит и в школьной учебе. К сожалению, про это очень часто забывают родители и, пытаясь подтянуть ребенка по математике или по русскому языку, не учитывают того простого факта, что трудно отремонтировать стену дома, если фундамент положен плохо. А фундаментом являются – речь, образное мышление, привычка сосредоточенно работать. Алексей Карпов приводит примеры, как можно развивать эти базовые навыки.
Эрин О’Брайант, Кристофер Бальм «Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться» 12+
Родителю, сделавшему выбор в пользу семейного образования, так или иначе, придется взаимодействовать с большим количеством специалистов (педагогов, психологов, работников социальной сферы, медиков), деятельность которых зачастую никак не скоординирована.
Как ни странно, но взаимодействие со знающими специалистами довольно часто не вселяет в самих родителей уверенности в своих силах. Напротив, они попадают в зависимость к понравившемуся им специалисту, а регулярно получаемые от него советы часто останавливают их собственную активность и внутренний поиск. По мнению авторов книги, преодоление всех этих проблем возможно через построение эффективной системы сопровождения семьи специальным педагогом – тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться, представлен в этой книге.
Алексей Семенычев «Педагогика для дилетантов. Как учить детей дома и не сойти с ума» 12+
В названии слышится эхо книги Э. Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». И, действительно, можно обнаружить некоторую преемственность авторов: ибо любой путь в воспитании ребенка приводит родителя к себе. Алексей Семенычев утверждает, что семейное образование – дорога к умению учиться саму, это тяжелый труд.
Как только родитель свыкнется с тем, что он должен сам учиться и получать знания, часть этой ответственности он сможет передать ребенку и всем станет значительно проще. Автор также рассуждает о хоумскулинге как педагогической системе и новой структуре семейных отношений; он говорит о свободе выбора, уважении мнения ребенка, об исцеляющей силе семьи, воспитывающей человека всю жизнь. И приходит к выводу, что обучение дома – это в первую очередь, возможность дать вашему ребенку больше своего тепла, своего опыта, сделать его счастливее.
Януш Корчак «Как любить ребенка» 12+
Януш Корчак – великий педагог, писатель, мыслитель, гуманист, разделивший судьбу своих воспитанников в газовой камере Треблинки. Он сформулировал идеи, время которых пришло совсем недавно: право ребенка на уважение и право ребенка быть тем, что он есть.
Он говорил о том, о чем большинство молчало: о неприязни и раздражении, которое испытывают к детям взрослые, даже самые близкие; о злоупотреблениях доверием детей. На многие вопросы, которые возникают у родителей и педагогов, Корчак отвечает: «Не знаю!», потому что знать может только тот, кто рядом: созерцая, с помощью ребенка, можно дорасти до озарений, которых требует труд воспитателя. Книгой Корчака мы завершаем наш обзор, но именно с нее мы советуем начинать всякое размышление об обучении и воспитании детей.
Текст: Жанна Михиенко.