Найти тему

Диверсификация портфеля клиентов важна настолько, что может стоить Вам бизнеса. Докажу на 3 кейсах

Оглавление

На самом деле здорово работать с крупными клиентами. Гарантированные договором заказы, хорошие объемы и регулярные платежи.

Небольшие компании подстраивают свое производство под нужды больших заказчиков, и живут только этим, «как у Христа за пазухой».

В таких ситуациях никто и не думает о возможных проблемах. Даже мы не думали.

изображение с сайта https://www.nicepng.com/ourpic/u2w7t4t4q8u2a9t4_complete-e-commerce-e-commerce-solutions/
изображение с сайта https://www.nicepng.com/ourpic/u2w7t4t4q8u2a9t4_complete-e-commerce-e-commerce-solutions/

Но тут что-то случается, и бизнес катится по наклонной.

1. Молочный комбинат местного значения получает контракт с федеральной продуктовой сетью на производство СТМ.

Линейка была не широкой: йогурты трех вкусов, кефир и молоко.

Заказов на СТМ было настолько много, что комбинат настроил все производственные мощности только под эти заказы.

У сети были вои требования к таре, этикетке, упаковке и документам. Вот и получалось, что комбинат производил только СТМ для одного заказчика. А выпускать прежнюю продукцию уже не мог.

Накладно было перенастраивать оборудование под прежнюю товарную линейку, да и количество было скромным по сравнению с сетевыми объемами.

Да, все было прекрасно, комбинат думал о расширении.

Директор получает письмо.

Федеральная сеть в связи с кризисом пересматривает ценовую политику. И она готова покупать всю ту же продукцию в прежних объемах, но на 10% дешевле.

К слову, наценка комбината была скромной, зарабатывали за счет большого объема.
-2

Маржа по новым расчетам получалась еще скромнее.

И ведь это еще не прибыль.

Директор подумал и согласился. Деваться было некуда.

Проработав несколько месяцев, комбинат приостанавливает контракт с федеральной сетью и готовится к закрытию. Предприятие уходит в минус.

В такой безвыходной ситуации директор решает «взять быка за рога». Он приезжает на переговоры с сетью. Продукция предприятия пользовалась большим спросом, и сеть не была заинтересована в смене производителя (лишком много волокиты, проверок и т.д.).

Принято решение о пересмотре ценовой политики!

И это только потому, что директор на цифрах смог доказать, что новые цены реализации настолько низкие, что не покрывают даже расходы, не говоря о прибыли.

А параллельно с этим комбинат открыл еще одну производственную линию и начал развивать оптовое направление, работать с соседними регионами и крупными магазинами.

2. Фабрика по производству мебели для магазинов IKEA.

Этот пример понятен без слов.

Он объединяет в себе не только производителей, но и логистические центры, склады, водителей и очень много простых людей, которые зарабатывали себе на хлеб.

В связи с закрытием магазинов по всей России остались без заказов фабрики мебели и текстиля, стекольные предприятия, водители и т.д.

Не так-то легко перепрофилироваться. Долголетняя работа, крупные заказы, однотипная продукция, массовое производство.

Беды было ждать неоткуда, но она пришла.

Те, кто смог – перенаправил продукцию на продажи в другие мебельные и DIY магазины.

Но получилось не у всех.

Вот так, резко, целый огромный рынок труда и производства рухнул.

Тут не нужно никого винить. В бизнесе бывает многое, не только санкции:

  • Владелец крупной компании просто берет и продает свой бизнес. Ну устал он руководить, заработал достаточно, будет отдыхать. Новый собственник делит компанию на много мелких частей и продает еще дороже, он же зарабатывает на этом.
  • Продуктовая сеть прогорает, банкротится, закрывается (по разным причинам). Производители СТМ остаются ни с чем.
  • Собственник решает сменить направление бизнеса и перепрофилирует свою деятельность. Старые контракты ему уже не нужны.

Читая бизнес издания, можно найти массу подобных случаев.

Наш собственный случай, одновременно и похож, и не похож на них.

3. Оптовая компания понадеялась на честное слово.

Когда мы открывали 4Evergreen, мы настроились на работу с крупными озеленителями. Чтобы предложить им конкурентные цены на растения, мы заложили небольшой питомник.

Питомник – это производство в долгую. Растения должны элементарно вырасти, укорениться, приобрести товарный вид. Цикл производства от 6 месяцев до нескольких лет.

У нас была договоренность с парой компаний, согласованные цены и ассортимент.

С одной стороны, мы себя обезопасили тем, что выбрали не очень сложную продукцию с минимальным производственным циклом.

А с другой – нет. Мы не подписали контракт. Потенциальные покупатели хотели убедиться в качестве продукции.

Свои условия мы выполнили, предоставили классный посадочный материал. Но покупатели предпочли нам другие компании. Я догадываюсь, что конкуренты (они работали на рынке уже давно) не захотели терять объем и смогли «договориться».

Если бы мы параллельно с производством не развивали оптовое направление, то просто закрылись бы.

Вот так легко и просто можно потерять бизнес, просто понадеявшись на одного крупного клиента или направление.

А какие истории есть у вас?