Все помнят, что творилось у границы с Грузией после объявления о частичной мобилизации в России – больше недели КПП в Верхнем Ларсе оказался парализованным от наплыва желающих оказаться в Грузии. Сначала «туристы» пытались пересечь границу на автомобилях, затем – на велосипедах, самокатах, под конец – шли просто пешком.
Во время своего визита в Париж на Форуме мира Саломе Зурабишвили, президент Грузии, заявила, что за последнее время границу с Грузией пересекли более 700 тысяч граждан России. Из них 600 тысяч человек отправились дальше – в Армению, Турцию и другие страны. Около 100 тысяч россиян, которых Зурабишвили называет беженцами, остаются в Грузии.
По словам Зурабишвили, никаких серьезных инцидентов за все это время на территории Грузии между грузинами, россиянами, украинцами не было. Случались словесные перепалки, провокационные истории вроде нашумевшего бара «Дэда Эна», где русскоговорящим посетителям предлагали перед входом подписать антироссийскую петицию. Но никаких драк, массовых скандалов и других проявлений агрессии не было.
Кто уехал в Грузию?
Я не совсем согласна со статусом «беженцы», которым хлестко наделила Саломе Зурабишвили россиян. Он прибыли в страну в рамках безвизового режима, введенного еще Михаилом Саакашвили, пребывают там абсолютно легально и ничего не требуют и даже не ждут от грузинского правительства. Никакой социальной помощи, поддержки или адаптации.
Напротив, эти люди продолжают работать в Грузии, развивать ее экономику, создают рабочие места для грузин, тратят на территории Грузии деньги, зарабатываемые удаленно в России. Большинство из тех, кто уехал в Грузию – это предприниматели, способные вести бизнес удаленно, обеспеченные люди. Это не очень вяжется с традиционным пониманием беженцев.
Подробнее с заявлением Саломе Зурабишвили, где она довольно жестко прошлась по России, можно ознакомиться по ссылке. Комментарий президент давала на французском языке.