Как? Как? Как? Если бы мне рассказали, как сделать то или иное дело, было бы здорово. Но... Рассказать мне рассказали. Разные люди, разные книги, сайты... Но...
Но у меня Гриша...
Мальчик 13-и лет с РАС, который заговорил в 10 лет.
И я решила, что помогу ему изучить английскую лексику и немного грамматики, потому что ему это надо. Не мне. Ему.
Но КАК?????
Просто учить слова?
Хм...
Рассказываю, просто что-то учить с Гришей не получается вообще...
Это моя боль и печаль.
Ну как боль? Печаль, скорее.
Когда я слышу от мамы аутичного ребёнка, которая мне жалуется, что с ребёнком невозможно учить стихи, он ничего не запоминает, они по часу с трудом учат четверостишье, в такие моменты, я как обычно влажу в шкуру понимающей дамочки, киваю и сочувствую.
Но... А... А Гриша неделями не может выучить четверостишье... Вообще. А если вдруг выучил, то через месяц его не вспомнит.
Кажется, Гриша запоминает только в том, случае, когда испытывает интерес, когда понимает, зачем, и когда это превращается в автоматический навык. Всё.
Просто так стишок? Нет.
Длиннющий монолог или диалог из мультика - легко... Ээээ...
Как-то он меня просто достал одной историей из мультика. Да так, что я попросила его продиктовать её мне. И сидела записывала историю на страницу. Её он, значит, запомнил. А стишок в 4 строчки - нет.
Вот такой выверт... мозга.
И как с ним учить слова? Я не понимала.
Карточки сделать? Ну, вариант.
Сделала.
А ещё мы играли в "Эрудит" с английскими словами. Тоже есть цель.
Но всё это хаотично и бессистемно.
А как создать систему?
Взять учебник?
Взяла, много. Все. Для начальной школы. И даже я там не очень поняла, а делать что? Где логика? Зачем всё это? К чему движемся? Почему вдруг такой огромный текст надо переводить? Кто решил, что ребёнок это может? И слова... Меня ещё в школе поражало как легко считается, что, если ты дал ученику список слов для зубрёжки, то ребёнок, вызубрив их, может использовать.
Сюрприз. Вызубрить и использовать - вещи разные.
Короче, я не знала, как учить Гришу по учебникам.
При этом всё же есть один хороший учебник.
Вот этот. Мне его посоветовала читательница в том году. Отличный учебник. Всем детям советую. Он очень хороший. И родителям, и бабушкам, которые не знают английского, советую. Необходимый минимум вы узнаете. И сможете всю начальную школу, а может, и дальше помогать детям.
Но у нас Гриша... И этот учебник Грише недоступен. Правила, пусть и написанные для детей, в такой сказочной форме, для него - никак... Ну никак. Он словно не связывает текст правила с реальностью. В русском - то же самое. Везде. В математике - тоже.
Меня спрашивали про то, как я там чему-то в математике Гришу учу. Никак. Я показываю, как это делаю, и, скрестив пальцы, надеюсь, что он уловит логику или придумает свою. Больше никак... Учителей это поражает, потому что он не может объяснить, что делает. А если ему сказать, что сделать, типа "найди неизвестный множитель", Гриша этого не может сделать. Но он может найти просто неизвестную часть вот этого уравнения 5 * x = 45
Как я его этому научила? Показывала, как это делаю сама. И всё. Слова для Гриши почти не несут смысла, к сожалению, в данном случае.
Если Гриша не понимал, что я делаю, то я раскладывала действие на простые составляющие, придумывала схемы и специальные таблички, чтобы он автоматизировал действие и смог САМ придумать, как находить неизвестный множитель.
Как не странно, но это возможно. Можно так проложить дорогу ученику, что он сам откроет закон.
НО! Это возможно только в точных науках.
Язык - это нечто без логики, с как бы правилами и миллионом исключений...
Итак, всё как обычно. Хороший учебник. Но не по нашу душу...
Столкнувшись с подобной проблемой, когда ничего не подходит, я иду в интернет и ищу чудиков, которые сами, всё сами, в противовес системе))) Да, мы не одни такие.
И, прочитав несколько десятков рассказов о том, "как я самостоятельно выучил язык", я нашла один ресурс, который мне показался доступным для Гриши. Или хотя бы для меня.
А ресурс вот такой www.duolingo.com
Его описывали, как хорошее место, где можно тренировать аудирование и письмо.
Аудирование и письмо?..
Такого я не планировала никак.
Аудирование. Как вспомню, так вздрогну.
Понимать на слух слова? Это заманчиво. Учитывая, что я английский - ни в зуб ногой. Говорю с ярким русским акцентом. А тут вот кто-то будет Грише что-то говорить. Прикольно.
Прикольно то прикольно. Но как там с реальностью?
А реальность, как всегда, интереснее, чем ожидания.
Итак.
Как учить язык с аутичным ребёнком с ТНР?
Кто б рассказал.
Я наткнулась на ресурс www.duolingo.com
А вот как его опробовала, расскажу в следующей статье.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
Серия статей:
1. Английский язык. Часть первая, вступительная.
2. Английский язык. Часть вторая. ЗАЧЕМ.
3. Английский язык. Часть третья. КАК.