Найти тему

Убийство на холсте: как художники изобразили последние моменты жизни

Оглавление

Цитируя романиста Олдоса Хаксли, “Для совершения убийства нужны двое. Есть прирожденные жертвы, рожденные для того, чтобы их убили, а головорезы рождены для того, чтобы их повесили". Если мы посмотрим на то, как художники изображали убийство в искусстве, мы могли бы добавить к этой идее ещё двух действующих лиц - художника и зрителя.

Убийство на холсте: историческое

Джованни Беллини, "Убийство святого Петра мученика", 1507 год, Фонд Сэмюэля Курто, галерея Курто, Лондон, Великобритания.
Джованни Беллини, "Убийство святого Петра мученика", 1507 год, Фонд Сэмюэля Курто, галерея Курто, Лондон, Великобритания.

В этой работе 1507 года Джованни Беллини изображает смерть доминиканского монаха Петра из Вероны и его спутника Доминика в 13 веке. Проповедник и инквизитор Петр Веронский был ответственен за возвращение многих в католицизм. Пойманные наемными убийцами по дороге в Милан, убийцы напали на мужчин, когда те возвращались домой.

Убийство на холсте: политическое

Жак-Луи Давид, "Смерть Марата", 1793, Королевский музей изобразительных искусств Бельгии, Брюссель, Бельгия.
Жак-Луи Давид, "Смерть Марата", 1793, Королевский музей изобразительных искусств Бельгии, Брюссель, Бельгия.
Эдвард Мунк, "Смерть Марата", 1907, Музей Мунка, Осло, Норвегия.
Эдвард Мунк, "Смерть Марата", 1907, Музей Мунка, Осло, Норвегия.

Смерть Жан-Поля Марата вдохновила множество образов. Пламенный оратор Французской революции был убит Шарлоттой Корде, молодой роялисткой, которой удалось проникнуть в апартаменты Марата с петицией, которую можно увидеть в его левой руке.

Его обычной практикой было работать в ванной из-за заболевания кожи, которое он лечил с помощью купания в течение длительного времени. Здесь Жак-Луи Давид изображает момент после того, как Корде ударил Марата ножом, когда он писал. Марат умирает. Его полуоткрытые глаза, опущенная рука, все еще сжимающая перо, и кровь, капающая на белую простыню, придают этой работе ощущение пафоса, на котором Мунк сосредоточился в своей одноименной работе.

Эдварда Мунка на картине изобразил себя и свою бывшую любовницу Туллу Ларсен в роли Марата и Корде. Основное внимание уделяется обнаженному телу Корде (Ларсене), а не смерти Марата (Мунка). Художник демонстрирует шокирующую картину, когда кровь из его раненой руки попадает на простыни и разбрызгивается по ногам Корде (Ларсены). Быстрые штрихи Мунка вызывают в воображении сцену опустошения и беспорядка и, несомненно, являются метафорой его эмоционального состояния во время работы.

Убийство на холсте: мифологическое

Уильям-Адольф Бугро, "Данте и Вергилий в аду, 1850, Музей Орсе, Париж, Франция.
Уильям-Адольф Бугро, "Данте и Вергилий в аду, 1850, Музей Орсе, Париж, Франция.
Когда я увидел две тени, бледные и обнаженные, Которые, кусаясь, бежали так, как это делает кабан, когда его выпустили из свинарника. Один из них подошел к Капоккио и за загривок схватил зубами его шею, так что, волоча ее, он натер животом твердое дно. И Аретина, которая осталась дрожащей, сказала мне: “Этот безумный эльф - Джанни Скикки, И бредит, таким образом, преследуя других людей”.Песнь XXX в "Божественной комедии: Ад" Данте Алигьери.

Эта прекрасно написанная работа Уильяма-Адольфа Бугро изображает восьмой круг ада в "Аду" Данте, где обитают самозванцы и фальсификаторы. Джанни Скикки, который принял облик мертвеца, чтобы получить наследство, вонзает зубы в шею алхимика Капоккио. Данте и Вергилий остаются в тени, в ужасе от этого проявления насилия. На заднем плане дьявол смеется над этой сценой. Мощь и сила мускулистых тел с натянутыми сухожилиями и светом, отражающимся от их обнаженной плоти, заполняют переднюю плоскость композиции.

Убийство на холсте: библейское

Артемизия Джентилески, "Джудит, убивающая Олоферна", 1620-1621, Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Артемизия Джентилески, "Джудит, убивающая Олоферна", 1620-1621, Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Использование света и тени играет важную роль в этом мощном изображении убийства. артемизия Джентилески с большим эффектом использует светотень, изображая момент, когда Юдифь, вдова, убивает генерала Олоферна, который собирается уничтожить город Бетулию.

Многие художники изобразили это конкретное убийство на холсте, но на этой картине жестокость показана наиболее реалистичным способом. Горничная помогает удерживать голову мужчины, однако именно Джудит использует все свои силы, чтобы обезглавить ненавистного генерала. Кровь льется на простыни и с края кровати, но женщины даже не обращают на это никакого внимания.

Убийство на холсте: социальное

Поль Сезанн, "Убийство", 1867-1878, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, Великобритания.
Поль Сезанн, "Убийство", 1867-1878, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, Великобритания.

На этой картине Пол Сезанн запечатлел момент, когда последний удар вот-вот будет нанесен. Жестокость этой сцены контрастирует с пейзажами и натюрмортами, которыми он наиболее известен. Эта ранняя работа имеет темную тональность, которая погружает зрителя в композицию; мы вглядываемся в темноту, чтобы увидеть, что происходит. Мы никого не узнаем на этой картине, а анонимность персонажей создает безвременье для такого рода действий. Сообщник убийцы держит жертву, точно так же, как это делает служанка Джудит на картине Джентилески.