Перемены в жизни, к которым приводит Ислам, нося социальный и экономический характер, одновременно являются признаком культурной зрелости. Согласно этому, нет ничего удивительного в том, что имамы Ахли Бейт могут воспитывать свою умму, могли пытаться развивать культурное самосознание, связанное с ценностями и понятиями пророчества.
Потому что они своей первоочередной задачей видят в воспитании и повышении осведомленности, руководствуясь аятами Корана, которые объясняют божественное послание и цели Пророка (С). Это тот Пророк, продолжением которого считает себя имам и видит себя заботливым защитником таких ростков, появившихся в результате стараний этого пророка, как пророческое послание, путь валаят и община (умма).
Между тем, Всевышний Аллах в следующем аяте говорит о целях пророческой миссии и обязанностях Пророка (С): «Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении»[1].
Несмотря даже на то, что имам Хасан (мир ему) по различных религиозным и принципиальным причинам оставил халифат, он не сошел со сцены и не дал пропасть наследию нашего Пророка (С) в руках последних из невежд. Наоборот, мы видим, что он отдал себя, чтобы путем воспитания создать базис, на который сядет государство и станет почвой для применения норм шариата.
Имам Хасан (мир ему) с помощью записей, которые он предложил умме, оставил богатое научное, духовное и интеллектуальное наследие. Это духовное наследие и знания дошли до нас в виде его речей, завещаний (наставлений), дискуссий, писем и хадисов, сказанных по различным отраслям.
Эти документы показывают интерес и старания имама Хасана (мир ему) в различных областях, его широту и масштаб накопленных знаний, а также демонстрирует насколько он досконально понимал то, что нужно для общины Ислама, которая в те дни переживала смуту и горе. Это такое время, когда только малая часть людей, за исключением людей, находящихся под надзором и руководством Аллаха, смогли понять все тонкости и то, что необходимо делать.
В связи с этим мы представим некоторые примеры из научных работ имама Хасана, мы отберем букет из его идеальных ценностей и выражений, которые отражают его старания по воспитанию его учеников и друзей или сказанные им лично красноречивые и ясные выражения.
(продолжение следует)
Статья подготовлена используя переводы трудов выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша. Перевёл с турецкого - Арслан Кули.
[1] сура Джума, 2 аят
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хасан(ас)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"