1. Не критикуйте ребенка.
Любая критика снижает мотивацию, самооценку и формирует страх неудачи. Если без критики никак, то используйте схему 5/1 – 5 раз похвали, 1 покритикуй.
Упражнение для повешения самооценки:
Предложите ребенку нарисовать себя – красивого, умного, успешного. Рядом в 2 колонки пусть напишет «Мои сильные качества» и «Качества которые нужно развивать». Формулировки очень важны! Обсудите с ребенком что у него получилось. Делайте акцент на сильных качествах!
2. Полюбите ошибки
Ошибки говорят лишь о том, что мы учимся чему-то новому! Хвалите за ошибки особенно если ребенок сам их находит и исправляет. Страх ошибок часто не позволяет идти вперед, учиться новому и развивает прокрастинацию. Не бойтесь ошибок.
3. Не сравнивайте ребенка с другими (братьями, сестрами, знакомыми детьми). И себя тоже не стоит сравнивать с другими родителями.
Создавайте ситуации, где ребенок может проявить себя и справиться с посильными сложностями. Он должен почувствовать, что он многое МОЖЕТ.
После каждого успеха обсуждайте ситуации. Отмечайте, что помогло добиться результата, что можно будет сделать в следующий раз.
Научите ребенка радоваться своим достижениям.
4. Мотивируйте ребенка на учебу.
Мотивация это отдельная большая тема.
Я обозначу тут только 2 вида: внешняя и внутренняя.
Внешняя: Оценки, Игрушки, Развлечения, Подарки, Деньги
Внешняя избегающая: Наказаний, Критики, Насилия, Унижения
Внутренняя: Хочу это делать, Интересно делать, Важно для меня это делать
Платить за оценки в школе смысла нет, ребенок может начать попрошайничать оценки у учителей, в этом нет ничего хорошего. А вот платить за места на олимпиадах, причем раза в четыре больше, чем за неделю труда по дому — это стоит делать. В итоге ребенок сам придет к выводу, что развивать мозг — более эффективно и выгодно.
Старайтесь больше развивать внутреннюю мотивацию ребенка. В начальных классах допускается поощрение развлечениями либо небольшими презентами. Вознаграждение должно быть за 1-2 недели хорошей учебы. Обсуждайте с ребенком примеры успешных людей и их связь с образованием. Объясняйте, как школьные знания помогут ему в будущей профессии. Обсуждайте цели, мечты и желания ребенка.
Спросите у ребенка: зачем ему учиться? Что он конкретно от этого получит?
Пусть он сам придумает варианты ответов и запишет их.
Здорово, если и вы сами ответите на этот вопрос. Зачем вы читаете, посещаете вебинары, тренинги, получаете образование? Что вы конкретно от этого получаете?
Обменяйтесь списками и обсудите их с ребенком.
5. Поощряйте самостоятельность.
Не спешите во всем помогать, наберитесь терпения и дайте ребенку возможность выполнить задание самому. Ваша неуверенность в способностях ребенка перерастает в его неуверенность в себе. Проверяя домашнее задание отмечайте аккуратность, старания, самостоятельность.
Научите ребенка самостоятельно собирать портфель, распечатай или вместе заполните расписание на неделю.
6. Упрощайте задачи.
Обустройте рабочее место, чтоб все было под рукой. Учите пользоваться вспомогательными материалами (линейкой, словарем, находить нужную информацию в книгах). Разделяйте сложные дела на маленькие задачи, расписывайте все по шагам: что нужно делать и в какой последовательности.
7. Дисциплина и план дня.
Предсказуемость снимает лишнее напряжение. Продумайте распорядок дня на неделю. Здорово, если сделаете это совместно с ребенком. Подъем, возвращение со школы, время начала домашки, перекусы, кружки, отдых и тп. Не страшно, если вы будете иногда отклоняться от графика. Можно ставить таймер на конкретные дела и учиться распределять свое время.
8. Ограничивайте экранное время.
Продумайте и пропишите правила пользования ТВ и компьютером. Для ребенка 7-12 лет рекомендуемое время не превышает 1 ч. в день. Старайтесь следить за контентом, который попадается ребенку.
9. Сохраняйте благоприятную обстановку в доме.
Не втягивайте детей в конфликты. Устраивайте совместные походы, давайте возможность ребенку расслабиться и порадоваться.
Интересуйтесь своим ребенком, каждый день задавайте новые, необычные вопросы. Рассказывайте о своем детстве, это очень сближает.
10. Надо и Хочу
Если ребенок ничего не хочет делать, возможно ему приходится делать слишком много того, что «Надо» и слишком мало того, что «Хочу».
Напишите с ребенком список (можно в виде таблицы): Надо и Хочу.
Пусть ребенок запишет, какие дела он делает, потому что надо, а какие, потому что хочет. Вы можете сделать тоже самое.
Для здоровой мотивации должно быть: 80% «Хочу» и 20% «Надо».
Постарайтесь смещать показатели, если они сильно далеки от идеала. Попробуйте пересмотреть свои приоритеты. Если тратить все силы на НАДО, то на ХОЧУ уже ничего не останется.
И помните: школа закончится, а отношения останутся. И только от вас зависит, какими они будут. Не становитесь ребенку строгим учителем, оставайтесь любящим и принимающим родителем!
Автор: Раевская Эка
Психолог, ОРКТ терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru