Найти тему
PriArT

Как создатели образа спящей красавицы Диснея были вдохновлены средневековым гобеленом

Оглавление

В литературном мире Шарля Перро 17-го века рыцари, драконы и очарованные принцессы все еще существовали спустя столетия после того, как тема исчезла. Как автор "Спящей красавицы" и предшественник сказок, работы Перро - литературный триумф. Тем не менее, именно Уолт Дисней и Эйвинд Эрл превратили сказку в то, что мы знаем сегодня. Но именно средневековый гобелен помог изобрести чудо - Спящую красавицу.

Шарль Перро, фронтиспис картины "Красавица в спящем лесу", из "Конес да ма мер л'Ойе", 1695 год, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США.
Шарль Перро, фронтиспис картины "Красавица в спящем лесу", из "Конес да ма мер л'Ойе", 1695 год, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США.

Спящая красавица

Все знают сказку о Спящей красавице благодаря Уолту Диснею. Но фильм 1959 года был основан на сборнике сказок Шарля Перро, опубликованном в 1697 году и посвященном племяннице короля Людовика XIV. Оригинальная рукопись 1695 года "Сказки матушки Гусыни" сейчас находится в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке.

История повествует о юной принцессе, проклятой спать сто лет после того, как уколола палец о веретено прялки. Для арт-директора Эйвинда Эрла это была идеальная тема для превращения в диснеевский фильм. Эрл запечатлел средневековые представления о ухаживании, музыке и природе, ссылаясь на средневековое искусство и гобелены.

Эйвинд Эрл, концепт-арт для "Спящей красавицы", 1959г., Глендейл, Калифорния, США.
Эйвинд Эрл, концепт-арт для "Спящей красавицы", 1959г., Глендейл, Калифорния, США.

Средневековое вдохновение

Все началось с гобеленов с единорогами. По словам искусствоведа Вольфа Берчарда, Джон Хенч (сотрудник студии Диснея) посетил музей в1950-х годах, где он стал свидетелем декораций гобелена. Очарованный дизайном гобеленов с единорогами и очаровательной тематикой, Хенч предложил сделать его визуальным шаблоном для "Спящей красавицы". Несмотря на то, что гобелены с единорогами служили причудливой исторической ссылкой, им не хватало средневекового представления о ухаживании. Таким образом, еще один средневековый гобелен в коллекции Метрополитен стал визуальным источником вдохновения, "Пастух и Пастушка".

Но почему вместо картин были выбраны гобелены?

"Пастух и пастушка",  1500-1530, Южная Голландия, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
"Пастух и пастушка", 1500-1530, Южная Голландия, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Влияние гобелена

В отличие от картин, европейские гобелены могли поглотить зрителя в рамках истории кинематографического масштаба. Они также символизировали богатство покровителя, одновременно служа практической цели. Благодаря своей материальности гобелены легко переносились и обеспечивали изоляцию средневековых замков.

Затем Дисней и его команда поняли, что единственный способ заставить Спящую красавицу почувствовать себя средневековой - это передать суть средневекового гобелена, что и сделал Эйвинд Эрл. Он создал чудесные стилистические виды дерева, имитирующие средневековые рисунки, которые можно увидеть на гобеленах средневековья, таких как гобелены "Леди и единорог", "Гобелены с единорогом" и, самое главное, "Пастух и пастушка".

Кадр из фильма "Спящая красавица", режиссер Клайд Джероними, 1959 год. .
Кадр из фильма "Спящая красавица", режиссер Клайд Джероними, 1959 год. .

Гобелен, на котором "Пастух и пастушка", был воплощен Эрлом в вышеприведенной сцене танца Авроры и принца в лесу. Пока вслух звучит саундтрек к мелодии Чайковского, зритель поглощен фоном, подсвеченным фоном и средневековой листвой.

"Благодаря саундтреку, основанному на балете Чайковского 1890 года, и живописным корням в работах Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего, Яна ван Эйка и братьев Лимбур, "Спящая красавица" Диснея считается многими одной из самых сложных постановок студии".

Кадр из фильма "Спящая красавица", режиссер Клайд Джероними, 1959 год.
Кадр из фильма "Спящая красавица", режиссер Клайд Джероними, 1959 год.

Кроме того, в первой сцене оригинального фильма на заднем плане изображена точная копия гобеленов с изображением "Леди и единорога". Музей Метрополитен, безусловно, учитывал все эти аспекты, потому что, на входе в выставочный зал "Спящая красавица", зрители оказывались прямо перед открывающейся книгой, а за ней висел гобелен с изображением пастуха и пастушки. И каждому посетителю, казалось, что он перенесся в прошлое, в средневековую Европу, с ее очаровательными лесами и живописными пейзажами.

Вид на выставку Уолта Диснея, 2021-2022, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Вид на выставку Уолта Диснея, 2021-2022, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

В целом, параллелизм между Спящей красавицей Диснея и гобеленами, действительно замечателен. Надеюсь, все больше людей начнут осознавать значение, которое средневековые гобелены имеют для кино, современного искусства и популярной культуры.