В литературном мире Шарля Перро 17-го века рыцари, драконы и очарованные принцессы все еще существовали спустя столетия после того, как тема исчезла. Как автор "Спящей красавицы" и предшественник сказок, работы Перро - литературный триумф. Тем не менее, именно Уолт Дисней и Эйвинд Эрл превратили сказку в то, что мы знаем сегодня. Но именно средневековый гобелен помог изобрести чудо - Спящую красавицу.
Спящая красавица
Все знают сказку о Спящей красавице благодаря Уолту Диснею. Но фильм 1959 года был основан на сборнике сказок Шарля Перро, опубликованном в 1697 году и посвященном племяннице короля Людовика XIV. Оригинальная рукопись 1695 года "Сказки матушки Гусыни" сейчас находится в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке.
История повествует о юной принцессе, проклятой спать сто лет после того, как уколола палец о веретено прялки. Для арт-директора Эйвинда Эрла это была идеальная тема для превращения в диснеевский фильм. Эрл запечатлел средневековые представления о ухаживании, музыке и природе, ссылаясь на средневековое искусство и гобелены.
Средневековое вдохновение
Все началось с гобеленов с единорогами. По словам искусствоведа Вольфа Берчарда, Джон Хенч (сотрудник студии Диснея) посетил музей в1950-х годах, где он стал свидетелем декораций гобелена. Очарованный дизайном гобеленов с единорогами и очаровательной тематикой, Хенч предложил сделать его визуальным шаблоном для "Спящей красавицы". Несмотря на то, что гобелены с единорогами служили причудливой исторической ссылкой, им не хватало средневекового представления о ухаживании. Таким образом, еще один средневековый гобелен в коллекции Метрополитен стал визуальным источником вдохновения, "Пастух и Пастушка".
Но почему вместо картин были выбраны гобелены?
Влияние гобелена
В отличие от картин, европейские гобелены могли поглотить зрителя в рамках истории кинематографического масштаба. Они также символизировали богатство покровителя, одновременно служа практической цели. Благодаря своей материальности гобелены легко переносились и обеспечивали изоляцию средневековых замков.
Затем Дисней и его команда поняли, что единственный способ заставить Спящую красавицу почувствовать себя средневековой - это передать суть средневекового гобелена, что и сделал Эйвинд Эрл. Он создал чудесные стилистические виды дерева, имитирующие средневековые рисунки, которые можно увидеть на гобеленах средневековья, таких как гобелены "Леди и единорог", "Гобелены с единорогом" и, самое главное, "Пастух и пастушка".
Гобелен, на котором "Пастух и пастушка", был воплощен Эрлом в вышеприведенной сцене танца Авроры и принца в лесу. Пока вслух звучит саундтрек к мелодии Чайковского, зритель поглощен фоном, подсвеченным фоном и средневековой листвой.
"Благодаря саундтреку, основанному на балете Чайковского 1890 года, и живописным корням в работах Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего, Яна ван Эйка и братьев Лимбур, "Спящая красавица" Диснея считается многими одной из самых сложных постановок студии".
Кроме того, в первой сцене оригинального фильма на заднем плане изображена точная копия гобеленов с изображением "Леди и единорога". Музей Метрополитен, безусловно, учитывал все эти аспекты, потому что, на входе в выставочный зал "Спящая красавица", зрители оказывались прямо перед открывающейся книгой, а за ней висел гобелен с изображением пастуха и пастушки. И каждому посетителю, казалось, что он перенесся в прошлое, в средневековую Европу, с ее очаровательными лесами и живописными пейзажами.
В целом, параллелизм между Спящей красавицей Диснея и гобеленами, действительно замечателен. Надеюсь, все больше людей начнут осознавать значение, которое средневековые гобелены имеют для кино, современного искусства и популярной культуры.