Меня часто просят разобрать эту тему, и я решила поделиться. Но я не просто хочу вам дать теорию, а хочу рассказать на личном примере.
Итак, начну с того, что раньше я была категорически против садиков.
"Я что, мама-кукушка сдавать своих деток чужой тёте? Нет, воспитанием своих детей я буду заниматься сама. Да и разве есть лучшее место для ребёнка, чем рядом с мамой?"
Так я считала ещё до того, как родился мой первый малыш. А начав изучать теорию привязанности, детскую психологию, травмы детей я только убедилась во мнении, что своих детей я точно в садик не отдам.
"Вдруг ещё какая-то тётя травмирует моих детей? Это вообще, как можно оставить плачущего ребёнка в садике и уйти? Мама - самый главный человек в жизни ребёнка и должна напитать его привязанностью по самую макушку".
И до тех пор, пока старшему сыну не исполнилось 6 лет, я ни в какие садики их не водила. Не важно, были у меня ресурсы или нет, я старалась посвящать своё время воспитанию детей. Я уставала, детям бывало скучно иногда дома, но я считала, что это всё делается ради их же блага.
Но, я начала проходить личную терапию и учиться на семейно-системного терапевта. И тут я узнала, что то, что называют привязанностью, может быть патологичным слиянием.
Пришлось признать себе, что из-за моего высокого уровня тревоги и отсутствия доверия к миру, я просто боюсь отпустить детей от себя. Не дети хотели быть всегда со мной, а я боялась их оставить без своей опеки и контроля.
Будучи уже детским и семейным психологом я выбирала садик по следующим критериям:
1. Педагоги должны знать детскую психологию, выстраивать привязанность с ребёнком и быть в тёплом эмоциональном контакте. Тогда ребёнок будет чувствовать там себя в безопасности.
2. Садик неполного дня. Дети дошкольного возраста имеют больше потребности в контакте с родителями. У ребёнка должно оставаться время, чтобы проводить его с семьей, а не просто возвращаться ночевать.
3. Отсутствие заточенности на обучении. Ведь основной задачей мозга до 7 лет является свободная игра, а не обучение и тешить амбиции родителей "результатами".
Я нашла такой садик. Благо, в Казани их великое множество, на любой вкус и кошелек. Итак, старший сын в 6 лет и средний в 4 года впервые начали посещать детский центр.
Пока они были на занятиях, я занималась любимым делом, восполняла ресурсы. Поэтому, после обеда я могла уже спокойно уделять время семье.
Старший сын адаптировался очень быстро, а вот среднему понадобилось время. Нет, он не закатывал истерики каждый раз. К тому времени я уже прорабатывала свою тревожность. Но всё же отголоски периода ненормативного слияния давали о себе знать.
Потом и дочка пошла впервые в садик в возрасте 2,6 года. Я совершенно не сторонник того, чтобы отдавать ребёнка ранее 3ех лет. Но дочка каждый раз, провожая братьев по утрам, плакала: "Я тоже пойду в садик". И мы решили попробовать.
Я настроилась на то, что после нескольких дней дочка может расхотеть ходить. Пару дней походит, поймёт, что это такое, и больше не захочет. В таком случае я бы забрала и оставила её до 3х лет рядом со мной. Но этого не потребовалось. Она адаптировалась за три дня.
Да, бывает иногда она капризничает по утрам спросонья. Но в целом ей очень нравится ходить туда, любит своих воспитательниц, поэтому, есть индивидуальные исключения. Также по выходным тогда я устраивала "семейные выходы", где мы приятно проводили время вместе с семьёй.
Всем ли нужен детский сад?
Я так не считаю. Я не сторонник пресловутой теории "социализации". Мой старший сын не ходил в садик до 6 лет, но с социализацией у него никогда проблем не было. Друзей находит в два счёта.
Самая главная социализация ребёнка до 7 лет происходит в семье. Здоровая семейная система - вот, что является основной социализации детей.
Если мама может выделять время для себя, восполнять свои ресурсы, давать детям здоровый контакт, организовывать возможность изучать окружающий мир, коммуницировать с ровесниками, создавать новые контакты без детского садика, то прекрасно.
Я выросла без садика. В моём детстве его заменяла улица, где я могла часами играть, творить, придумывать сюжетно-ролевые игры с соседскими детишками, заводить новых подруг, изучать мир. Домой возвращалась только поесть и удостоверить маму, что всё со мной в порядке. И никакой проблемы несоциализированности не было.
Поэтому, каждая семья делает свой выбор.
Главное - не впадать в крайности. Одна из которых, когда родители снимают с себя ответственность и перекидывают её на детский сад. Уходят в слияние с работой, другим малышом, лишая ребёнка привязанности.
И другая - тревожное слияние, когда ребёнка запирают в четырёх стенах, считают садик полным злом, а мир опасной средой, куда без опеки и контроля родителя опасно выпускать.
А как вы относитесь к садику?
Ваш психолог, Хава Шайдуллина.
Больше полезных статей про психологию, про отношения мужчин и женщин - на моем Дзен канале. Подписывайтесь.