Мы подобрали несколько тем, которые могут вызвать трудности либо с их трактовкой, либо с подбором литературного материала.
1. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
Ключевыми словами здесь будут вопросы «как» и «о чем». «Как» предполагает анализ языка писателя, его творческий стиль, то есть книга написана «красиво». «О чем» - это сюжет, его повороты – ожидаемые и неожиданные, то есть произведение «интересно» читать.
Часто звучит мнение, что современной литературе НЕ О ЧЕМ писать, потому что классика уже ОБО ВСЕМ сказала. Поэтому в последние годы наметилась тенденция поиска писателями новых литературных форм.
В лонг-лист премии «Большая книга 2023 года» вошло произведение Ивана Шипнигова «Стрим». Книга в соответствии с названием написана как «прямой эфир»: герои словно в прямом эфире на интернет-сервисе. А перед нами – письменный вариант. И. Шипнигов сохраняет и стиль, и орфографию, и пунктуацию каждого героя.
Заглянем в книгу? Учтите: я сохранила полностью орфографию и пунктуацию автора, включая отсутствие заглавной буквы в начале предложения.
«что я сегодня делал после парихмахерской. зашел в пятерочку. всегда туда захожу после стрижки. это достаточно выгодно, хотя многим кажется что пятерочка это только для бабушек и таджиков. например губки для посуды фрекен бок, хорошие губки, больше пены, больше чистой посуды. 38 рублей пачка три штуки, а в других магазинах по 53, даже по 68!! в два раза считай. даже в моем любимом перекрестке».
В статье на нашем канале по этой книге мы отметили, что, экспериментируя, Шипнигову удалось невозможное: «без авторских комментарий или ремарок, только через речевую характеристику он сумел изобразить ЖИЗНЬ, сложную, не совсем приятную и сытую, наполненную кэшбеками и акциями. Какое замечательное определение (даже не определение, нет! Термин!) дает автор современному состоянию, что испытывают сегодня люди: "Это - сей-часть-е".
Что вам больше нравится в современной литературе? Нравятся ли вам подобные эксперименты? Или вы предпочитаете классику? Или вы и вовсе предпочитаете те книги, в которых динамичный сюжет. Тогда для вас важнее факт «О ЧЕМ».
Мои любимые произведения – те, читая которые можно насладиться и словом, и развитием событий, где можно подумать над красотой названия и необычным финалом, где герой совершает неожиданный поступок, а сюжетный поворот заставляет сердце биться сильнее.
2. Можно ли судить о поколении по его кумирам?
У каждого поколения есть свой кумир, то есть человек, который для других является предметом восхищения, поклонения. Время диктует условия, рождает своих героев, которым и хотят подражать молодые люди. Например, в начале 19 века все умы будоражил (разговорный глагол на самом деле хорошо отражает суть происходящего) феномен Наполеона. Умный, амбициозный, харизматичный, он начал свою службу в чине младшего лейтенанта, в период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала, в 1799 произвел государственный переворот и стал первым консулом, а еще через 5 лет был провозглашен императором. Ничего удивительного, что этот человек покоряет воображение многих молодых людей не только своей эпохи, но и всех последующих.
Как не вспомнить строчки Пушкина (стихотворение «Герой»):
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?
Всё он, всё он - пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.
Как подражание Наполеону отразилось, например, на судьбе Андрея Болконского (Л.Н. Толстой «Война и мир»)? Помните, почему князь Андрей отправляется на войну 1805 года? Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона – его кумира.
«Но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что́ же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он...»
Наполеона он считает «великим полководцем» (хотя идет воевать против его армии)
Пьер Безухов тоже видит в Наполеоне «великого человека».
«Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее,— и равенство граждан, и свободу слова и печати,— и только потому приобрел власть».
«Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо».
Мы подобрали в пример литературных героев (еще раз: Л.Н. Толстой «Война и мир»), у которых были кумиры. Но для раскрытия темы сочинения этого недостаточно, потому что нам надо проанализировать, как выбор, кого считать кумиром, повлиял на самого героя. И самое главное – нужно решить: являются ли Пьер и князь Андрей олицетворением своего поколения. Если да, то следующий вопрос: как можно охарактеризовать их поколение? Не забудем, что по авторской задумке Пьер – будущий декабрист, по всей вероятности, и князь Андрей, если бы не получил смертельного ранения под Бородино, вступил бы в тайное общество. По идее, прогрессивное молодое поколение начала 19 века в Наполеоне увидели яркие черты свободолюбивой личности.
Нечто иное разглядел все в том же Наполеоне представитель другого поколения – поколения разночинцев – Родион Раскольников. Для него Наполеон – «сверхчеловек», который «право имеет», «необыкновенный». (Помните теорию героя?)
Поколение 60-70 годов девятнадцатого века вообще отличалось от своих предшественников. Не получив свободу, более того, пережив «эпоху безвременья», люди стали жестче. Поэтому и народовольцы становятся на путь терроризма. У представителей этого поколения появляются свои кумиры. Например, Евгений Базаров – герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский герой появился очень вовремя: сразу после отмены крепостного права и накануне решительных перемен в различных областях общественной жизни. Таким образом, тему сочинения мы раскроем не на примере кумиров Базарова, а на рассуждение о том, почему он, литературный персонаж, становится кумиром для настоящих людей.
Николай Гаврилович Чернышевский, теоретик утопического социализма, литературный критик, писатель, тоже был кумиром миллионов молодых людей-нигилистов. Роман «Что делать?» он пишет в Петропавловской крепости. Книга стала настоящим «символом веры». Чернышевского объявили «пророком». Руководитель одного из революционных кружков Николай Ишутин говорил, что он знает только трех великих людей: Иисуса Христа, апостола Павла и Николая Чернышевского. На третью годовщину выхода романа «Что делать?» - 4 апреля 1866 года – было организовано покушение на императора Александра II.
В общем, у каждого поколения есть свой кумир (кстати, есть и тема «Кумиры моего поколения), и выбор человека – реального, литературного персонажа – для поклонения хорошо отражает суть этого поколения.
3. Блок тем, связанных с понятием «гордость» и «гордыня»
Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
Должен ли человек смирять свою гордость?
Можно ли считать гордость недостатком?
Как победить в себе гордыню?
Для начала определимся со значением слов.
Гордость - положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку; наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, нетерпение упрёков.
По идее, гордость – это положительная черта личности, гордыня – отрицательная.
Чем можно и нужно гордиться?
Хорошо выполненным важным делом, победой над собственными страхами, например, победой на ответственном конкурсе, соревнованиях. Еще раз напоминаю о книгах Андрея Жвалевского «Открытый финал» и Ярцевой «Принцесса льда» (ССЫЛКА от 31 марта 2021) рассказывают о подростках, серьезно занимающихся спортом. На нашем канале есть анализ этих произведений.
Можно гордиться победой над самим собой. Вспомним Машу Миронову (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), никуда не выезжавшая за пределы Белогорской крепости, робкая, застенчивая девушка, находит в себе смелость отправиться в Петербург на встречу с императрицей, чтобы спасти Гринева. Она сумела побороть в себе страх и может гордиться собой.
Можно гордиться своими детьми. Старый князь Болконский (Л.Н. Толстой «Война и мир»), например, отправляя сына на войну напутствует его верно служить. Князь Андрей претворил завет отца. Эту же тему можно раскрыть на примере отца-сына Гриневых (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
А может и гордость стать недостатком? Конечно, если это чувство – чувство собственного достоинства – мешает прощению, милосердию, осознанию себя частью коллектива.
Семью Болконских (Л.Н. Толстой «Война и мир») отличает чувство гордости. Старый князь сумел хорошо привить это своим детям. Однако князь Андрей не всегда бывал прав. Вспомним эпизод ранения героя во время Бородинского сражения.
Обратимся к анализу эпизода, который мастерски сделан исследователем творчества Толстого Н. Долининой (Н.Г. Долинина «По страницам «Войны и мира»).
«Когда читаешь о том, как смертельно ранили князя Андрея, охватывает такой ужас, что забываешь вдуматься в подробности. А самое обидное, что его гибель представляется бессмысленной. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице; он не был на батарее, как под Шенграбеном, — весь его военный опыт и ум уходили на то, чтобы, прохаживаясь по полю, считать шаги и прислушиваться к свисту снарядов. В этом бесцельном хождении настигает его вражеское ядро. (Толстой называет его гранатой, но это именно ядро, а не то, что мы теперь называем гранатой.)
Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Князь Андрей стоял и думал о том, что не хочет умереть, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
— Стыдно, господин офицер! — сказал он адъютанту. — Какой... — он не договорил». Что он хотел сказать? Какой пример вы подаете солдатам?! Значит, из-за этого умер от тяжелой раны князь Андрей Болконский — из-за того, что не лег на землю, как адъютант, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвется. Неужели нужно было отдать эту прекрасную жизнь только для того, чтобы показать пример?
Он не мог иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать, не могут прятаться от опасности. Эти люди гибнут, но они — лучшие. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах других людей, не определимое словами, но очень важное».
Чувство гордости привело Болконского к смертельному ранению, а ведь князь Андрей – командир, солдаты, потерявшие командира, не полноценная боевая единица. В подобных случаях гордость нужно смирять.
Гордыня Ларры (М. Горький «Старуха Изергиль») оборачивается трагедией: он убивает девушку, посмевшую не ответить на его чувства, оказывается изгнанным из общества, обреченным на существование тенью.
Чувства Лойко Зобары и Радды )(М. Горький «Макар Чудра») тоже нельзя назвать гордостью. Это – гордыня.