Роман Руслана Козлова (р.1957) «Stabat mater» бьёт по эмоциям практически наотмашь. Но иногда надо читать и такие книги, чтобы не погрязать в благолепии. Писать о книге очень трудно, потому что коротко не получится, мысли разбегаются и появляется желание пересказать весь сюжет с подробностями, настолько важна в романе каждая глава. Но попробую разделить свои записки на части: сюжет, герои, стиль, смысл.
Сюжет романа таков. Действие происходит в детском хосписе, где лежат дети с СГД. Сразу приходится пояснять: болезни такой нет, автор её выдумал. Болезнь поражает только детей, она страшна, неизлечима, быстротечна. Больные дети страдают ужасными болями. Хотя, как мне кажется, можно было бы и не выдумывать страшной болезни. Детский хоспис - страшно само по себе.
В какой-то момент в высших кругах появляется мысль о том, что хосписы надо закрыть (не только этот, но и другие), поскольку они нерентабельны. Пусть за больными детьми ухаживают их родители. В принципе, реально, но при тяжёлых заболеваниях детям (и не только детям) нужен профессиональный медицинский уход, да и сильнодействующие препараты на руки давать уж точно никто не будет. И персонал хосписа вместе с родителями детей начинает протест.
Дальше говорить ничего не буду, чтобы не раскрывать подробности сюжета; можно самим представить себе варианты дальнейшего хода событий. Скажу лишь, что Руслан Козлов описал самый жёсткий.
Предполагаю, что после слов «детский хоспис» количество желающих прочитать эту книгу уменьшится в разы.
Герои романа – это персонал хосписа и люди, так или иначе связанные с ним, а также сами дети и их родители. Понятно, что в хоспис, тем более детский, пойдёт работать далеко не каждый, для этого нужен особый склад характера, эмоционального состояния, жизненного багажа. Руслан Васильевич выписал своих героев очень ярко, их невозможно спутать друг с другом с самых первых страниц романа. Это и медсестра Ника, обладающая уникальными способностями помогать тяжелобольным, и талантливый врач-анестезиолог Семён Зорин, перепутавший добро и зло и потерявший себя, и главврач хосписа Яков Романович, и больничный священник отец Глеб, и переводчик с древних языков Иван, и живший двадцать веков назад Кирион, глава раннехристианской общины. Да, повествование идёт в двух временных пластах, и история Кириона – это не только история жизни, но и повод поговорить о добре и зле, о том, нужны ли страдания и почему страдают дети. Эти главы перекликаются с размышлениями отца Глеба о том же, и всё это показывает вечность проблемы. Прошло две тысячи лет, а человечество мучительно размышляет над теми же вопросами, и все герои романа так или иначе задают себе этот вопрос.
Стиль романа – это многоголосие. Каждая глава написана от имени каждого персонажа, и мы видим события с разных сторон. Но это не вызывает никаких трудностей восприятия, поскольку язык автора воспринимается очень легко.
Какие же вопросы поднимаются в романе, кроме основного – милосердия, которое общество должно проявлять к страдающим?
Как уже стало понятно, это вопрос религии: сопоставление язычества и христианства, роль церкви в жизни нашего государства и конкретно каждого священнослужителя в нашей жизни.
Правда ли, что страданиями душа совершенствуется, и являются ли прижизненные страдания пропуском в райское блаженство загробной жизни? Или это наказание за грехи? Но тогда почему страдают дети?
Очень ярко показано в романе то, как легко можно манипулировать общественным мнением с помощью средств массовой информации, как легко можно изолировать и раздавить каждого из нас, если возникнет такая необходимость.
Ещё две важные мысли – никогда не оценивайте людей с первого взгляда. И со второго тоже не оценивайте. Потому что совершенно неизвестно, как кто себя поведёт в экстремальной ситуации, кто окажется способен на подвиг, кто отойдёт в сторонку, а кто станет предателем.
И важно помнить, что от страданий не застрахован никто, и никакое богатство не спасёт, если неизлечимо заболеет твой ребёнок.
Мне показалось, что конец романа весьма смел, поскольку затрагивает нынешнюю верхушку власти, это, конечно, большой плюс автору.
И ещё очень важно, что, несмотря на все трагические события, произошедшие с героями, после прочтения всё же не остаётся чувства безысходности. Напротив, появляется надежда на то, что если общество объединится (по крайней мере, его активная часть), то противостоять несправедливости возможно.
Меня лично более всего задел разговор христианина Кириона с язычницей Сабиной о том, как можно жить даже в раю, зная, что где-то там, внизу, в аду страдают грешники.
В романе спрятано много символов, намёков, отсылок. Важно уже то, что действие происходит в страстную неделю перед Пасхой, а потому появляется надежда на Воскресение.
Цитаты:
«Даже самая благая цель не должна достигаться подлыми методами. Иначе она перестаёт быть благой. Хотя вроде бы это глупо – честно драться с бесчестными. Это же заведомое поражение! Но и начать драться по их правилам – тоже поражение, и даже худшее, потому что станешь одним из них. А проиграв честно, всё-таки останешься собой…»
«Для власти нет ничего удобнее войны. Хотя бы потому, что война не бывает без жертв. Жертвы оправданы, и жертвы уже назначены – дети, которых лишают помощи»
«Рабская покорность губительна потому, что она даёт рабовладельцам чувство вседозволенности. И то, что по их вине мир переполняет страдание, ничуть их не трогает»
«Знать, где ты умрёшь, всё-таки гораздо лучше, чем знать – когда»
«Тьму нельзя прогнать тьмой – только светом. Отвечая злом на зло, умножаешь зло».
Да, а «Stabat mater» - это начало церковного песнопения «Мать скорбящая».
Чтение очень нелёгкое, но (роман вошёл в шорт-лист Большой книги) я считаю, что эта книга вполне достойна премии.