Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Что происходит со Святыми Дарами после литургии?

  • «Что происходит с Телом и Кровью (со Святыми Дарами) после литургии. Я видела, когда женщина пришла днем и попросила ее причастить, батюшка вынес маленький золотой сосуд. Их так хранят? А потом?»

Да, Дары после литургии потребляются либо священником, либо дьяконом. Попросту говоря, их съедают священнослужители полностью, без остатка, как бы хоронят в себе Христа. Потир замывается, все выпивается, ничего никуда не выплескивается, ни одна крошка никуда не девается. Все в себя.

В храме хранятся еще и запасные Дары для таких случаев, как Вы видели, или для причастия больного на дому. Эти Дары тоже готовятся специально и хранятся либо в сухом виде, если речь идет о Теле Христовом, пропитанном кровью, либо в специальном маленьком потире, закрывающемся герметично, если речь о Крови Христовой. Со временем это всё потребляется, готовится новое. Духовенство следит, чтобы ни одна капелька, ни одна крошечка никуда не потерялась.

  • «В жизнеописании святого есть такой момент: в обстоятельствах, полных опасностей и неуверенности, он всегда хранил при себе Причастие в папироснице. Он рассказывал потом: ʺМного раз я спал, не снимая одежды, держа на себе Святые Дары, обнимая Господаʺ. Если не учитывать, что святой этот католический, то как Вы относитесь к такому применению Причастия, можно ли это сравнить с ношением частички мощей?»

В Древней церкви была такая практика, когда мирянам выдавали Святые Дары на руки. То есть не было так, как сейчас: приходит человек причаститься, его со лжицы священник причащает, человек не касается ничего. Потом ему дают приложиться к чаше, и всё. Но в Древней церкви было такое ― причащали, а потом еще давали на дом. Эти христиане домой уносили Святые Дары, их хранили и дома причащались сами. Был чин самопричащения. Этот чин был доработан, развит и сейчас имеет вид чин Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров служится у нас Великим постом, она и вышла из чина самопричащения. Его просто немножко обставили богослужением.

Такая ситуация была актуальной и нормальной для первенствующей Церкви в первые века, когда были постоянные гонения. Менялась ситуация: иногда приостанавливались гонения, потом опять начинались, но гонения были постоянны в течение 300 лет. Если тогда люди приходили ко Христу, становились христианами, то в подавляющем количестве они сознательно принимали Христа и были готовы за Него идти на смерть. О чем и говорит обилие святых мучеников, прославленных христиан первых веков. Они были алмазом твердой веры, готовы были идти и ко львам в пасть, и на костры, и какие только мучения не терпеть за Христа. Сейчас ситуация иная. Это давно не практикуется, потому что мы живем в совершенно других условиях. Но отголоски этого, как видите, есть. И в частности хранение Святых Даров у себя где-то на груди в кармашке, в папироснице, это тоже своеобразный отголосок.

Можно ли это сравнить с ношением частичек мощей? В чем-то, да. Правда это нас немножко коробит. Очень уж дерзновенно. Даже частички мощей носить на себе некое дерзновение, а уж Святые Дары тем паче. Священник несет на себя Святые Дары, когда идет причащать больных, умирающих, немощных, которые сами не могут прийти в храм. Он несет на себе в мироносице Святые Дары, но он одет в облачение и не сутками их носит. Он пришел, причастил, вернулся в храм, поставил на престол. То есть он делает это только при необходимости. Но не так, чтобы круглые сутки носить и спать со Святыми Дарами в обнимку.

Как я отношусь к такому применению причастия? Это слишком дерзновенно, на мой взгляд.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.