BBC
Протесты в Иране продолжаются уже шесть недель, они начались со смерти Махсы Амини, 22-летней девушки, арестованной полицией нравов в Тегеране 13 сентября за нарушение правил ношения хиджаба.
По сообщениям свидетелей, полицейские избили ее дубинкой и заявили, что у нее случился сердечный приступ и что никакого избиения не было. В подтверждение своей версии власти опубликовали видео, на котором Махса падает в обморок в полицейском участке. Но это не убедило общественность, а, напротив, спровоцировало волну ярости среди жителей Ирана.
Первые протесты начались во время похорон Махсы Амини в ее родном городе Секкез, когда некоторые женщины в знак солидарности сняли хиджабы.
С тех пор протесты начали разрастаться по всей стране, жители выходят на улицы, выдвигая властям различные требования: от расширения свобод до свержения правительства.
На видеозаписях, появляющихся в сети, женщины демонстративно поджигают свои хиджабы и стригут волосы, скандируя "Женщина, жизнь, свобода" и "Смерть диктатору” - под диктатором подразумевается верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Хотя женщины в Иране и раньше выступали против ношения хиджаба, такие случаи были единичными, и виновниц наказывали самым жестоким образом. Таких масштабных протестов, как сейчас, в Иране не было никогда.
Власти, в свою очередь, преуменьшают масштабы протестов и пытаются подавить их силой. Аятолла Хаменеи обвинил Соединенные Штаты и Израиль, заклятых врагов Ирана, в организации "беспорядков", которые критики назвали сфабрикованными. Силовики отрицают убийства мирных демонстрантов, но есть кадры, на которых видно, как они стреляют на улицах боевыми патронами.
Al Jazeera
Германия и Исландия заявили в пятницу, 11 ноября, что они подали запрос от имени 42 стран о проведении специальной сессии Совета ООН по правам человека в конце этого месяца в связи с продолжающимися протестами в Иране, что станет первым случаем созыва такого заседания по Ирану.
Запрос призывает провести сессию для "рассмотрения ухудшающейся ситуации в области прав человека в Исламской Республике Иран, особенно в отношении женщин и детей", он получил поддержку более трети членов совета с правом голоса, что достаточно для созыва заседания вне обычного графика работы ООН.
Протесты начались в середине сентября после смерти 22-летней Махсы Амини в отделении полиции. Девушка была арестована "полицией нравов" за то, что она якобы неправильно носила хиджаб.
Считается, что во время протестов были убиты десятки людей, еще больше арестованы, но иранские власти не опубликовали официальных данных. Однако они заявили, что более 40 сотрудников сил безопасности были убиты, и начали проводить ускоренные суды над "лидерами беспорядков", которые могут быть приговорены к казни.
Группа экспертов ООН, включая специального докладчика по ситуации с правами человека в Иране Джавида Рехмана, в пятницу, 11 ноября, опубликовала заявление, в котором призвала иранские власти прекратить предъявление обвинений, караемых смертной казнью за участие в протестах.
США и Европейский Союз, а также Канада и Великобритания ввели санкции в области прав человека против иранских чиновников и организаций, на что Тегеран ответил собственными санкциями.
CNBC
В то время как в Иране идет восьмая неделя общественных беспорядков после смерти 22-летней Махсы Амини, Революционный суд страны в воскресенье, 13 ноября, вынес свой первый официальный смертный приговор за участие в протестах против режима.
Согласно веб-сайту судебной системы Mizan Online, неустановленный обвиняемый поджег правительственное здание и был приговорен по обвинению в “нарушении общественного порядка и сговоре с целью совершения преступления против национальной безопасности”.
Согласно постановлению, еще пяти лицам были назначены тюремные сроки от пяти до 10 лет по обвинению в нарушениях национальной безопасности и общественного порядка.
Постановления могут быть обжалованы, и дальнейшие подробности дела не будут опубликованы до вынесения окончательного вердикта.
По данным базирующейся в Норвегии неправительственной организации Iran Human Rights, по меньшей мере 326 человек были убиты в результате протестов - это один из крупнейших вызовов иранскому режиму со времен Исламской революции 1979 года.
Применение смертной казни - это новый инструмент в арсенале правительства для подавления антиправительственных демонстраций.
По данным Организации Объединенных Наций, с начала протестов почти два месяца назад было арестовано и заключено под стражу около 14 000 человек. Около 1000 человек в Тегеране были обвинены в предположительной причастности к беспорядкам.
До воскресенья людям, участвовавшим в протестах, были предъявлены обвинения в преступлениях, караемых смертной казнью, а именно в “ведении войны против Бога” и “коррупции на земле”.
“Мы призываем иранские власти прекратить использовать смертную казнь в качестве инструмента подавления протестов”, - говорится в заявлении ООН, в котором повторяется призыв организации освободить протестующих.
The Washington Post
Молодому иранцу, обвиненному в поджоге мусорного бака во время акции протеста, грозит смертная казнь за "развязывание войны против Бога”.
Две журналистки, которые помогли расследовать дело Махсы Амини, погибшей в заключении иранской "полиции нравов", находятся в тюрьме с конца сентября по обвинению в том, что они агенты ЦРУ.
Другой 22-летний участник протестов был приговорен к смерти за совершение "коррупции на земле” во время слушаний без адвокатов. После поднявшейся шумихи судебные органы опровергли факт вынесения приговора.
Так выглядит правосудие в Иране - в стране, где начались суды над протестующими, очевидцами и летописцами текущего восстания. В судебной системе, настроенной против обвиняемых, в которой доминируют службы безопасности, мало надежд на соблюдение процессуальных норм.
По оценкам активистского информационного агентства Hrana, за почти два месяца протестов было арестовано более 15 000 иранцев и убито несколько сотен мирных жителей. Демонстрации, начавшиеся в ответ на предполагаемое убийство Амини полицией, переросли в широкое движение против духовных лидеров страны. Власти требуют суровых наказаний для протестующих, которых они называют "бунтовщиками", и пытаются возложить вину за беспорядки на иностранные державы.
Некоторые из задержанных освобождены со штрафом. Других судят в уголовном суде. Но политические заключенные, как правило, предстают перед страшными революционными судами, параллельной системой, созданной для защиты Исламской республики.
Революционные суды печально известны “вопиющими нарушениями надлежащей правовой процедуры”, сказала Тара Сепехри Фар из Human Rights Watch. Государство “использует судебные процессы как еще один элемент формирования своего повествования о протестах”.
UN News
Шестнадцать назначенных ООН независимых экспертов по правам человека призвали иранские власти в пятницу, 11 ноября, прекратить предъявлять людям обвинения, караемые смертной казнью за участие в мирных демонстрациях.
“Мы призываем иранские власти прекратить использовать смертную казнь как инструмент подавления протестов и повторяем наш призыв немедленно освободить всех протестующих, которые были произвольно лишены свободы только за осуществление своих законных прав на свободу мнений и их выражение, и мирные собрания, а также за их действия по продвижению и защите прав человека и основных свобод мирными средствами”, - говорится в их заявлении.
Суд Исламской революции в провинции Тегеран 29 октября предъявил восьми людям обвинения в преступлениях, караемых смертной казнью, а именно в “ведении войны против Бога” и “коррупции на земле”. Два дня спустя прокурор Тегерана объявил, что в связи с недавними “беспорядками” в провинции было вынесено около 1000 обвинительных заключений и что публичные судебные процессы над рядом людей запланированы “в ближайшие дни”.
С 16 сентября были арестованы тысячи мирных демонстрантов, в том числе женщины, дети, молодежь и, как минимум, 51 журналист. Четырнадцать человек, как сообщается, были освобождены под залог, в то время как 37 остаются под стражей – многие в условиях изоляции от внешнего мира.
“Разгон мирных демонстраций не ослабевает, и число погибших возросло по меньшей мере до 304 человек, включая 24 женщины и 41 ребенка. Белуджи и курдские меньшинства по-прежнему непропорционально страдают от репрессий”, - заявили эксперты.
По мнению экспертов, Исламские революционные суды в течение многих лет использовались для вынесения приговоров политическим активистам, журналистам, адвокатам и правозащитникам посредством крайне несправедливых судебных разбирательств. Система уголовного правосудия страны в значительной степени опирается на признания, полученные с помощью пыток и других форм принуждения для доказательства вины.