Изборское кладбище, находящееся в Печорском районе Псковской области, для любителей помпезной монументальной архитектуры не представляет большого интереса. В извечной тени погостных деревьев чернота современных плит и простота крестов соседствует с типовыми советскими обелисками и другими памятниками, обосновавшимися в плену выкрашенных в голубое и серое оградок. Лишь редкими островками монументального готического романтизма выступают памятники второй половины 19 века.
Но перед условной чертой погоста, перед спуском к озеру, возвышается "туристическая доминанта", а именно Труворов крест и несколько крестиков поменьше. Известняковый исполин был изготовлен и установлен изборянами в 14-15 веке при въезде на старое, заброшенное городище, как напоминание о первоначальном местоположении их древнего города. То есть тела легендарного Трувора, одного из братьев варяга Рюрика, призванного сюда на княжение примерно в 862 году, под сим памятником на самом деле нет. Крест не намогильный, а памятный. Да и о действительном существовании Трувора, к которому приписывают крест, ходят различные толки, но сейчас не об этом. При первичном осмотре крестов и камней, мой пытливый взор заметил кое-что более любопытное, чем сами памятники, а именно высеченные фигуры на камнях.
Как и полагается, исследователей таинственных знаков и их теорий великое множество. Есть чёткое убеждение, сложившееся с лёгкой руки академика Рыбакова, что сии фигуры ничто иное как «вавилоны», схематические чертежи для архитектурных расчётов, использовавшиеся древнерусскими зодчими. Но более актуальная версия гласит, что именно древняя игра "Мельница" с использованием "шашек" и была начертана на камнях Изборска. Один из священнослужителей местного храма, во время нашей непродолжительной беседы, также подтвердил эту гипотезу. К слову, на другом изборском погосте мы тоже нашли похожий камень. Треугольник является простешим видом поля для данной игры.
Возможно, камни находились здесь еще задолго до основания кладбища, возможно, их принесли с мест поблизости. Не знаю, насколько осознание того, что изборяне много веков назад коротали время за игрой в Мельницу сметает всю таинственность с высеченных знаков. Как по мне, в этом остаётся гораздо больше некого романтизма, чем в изгибах намогильных скульптур девятнадцатого века.