Найти в Дзене

Средневековые настольные игры на кладбище?!

Изборское кладбище, находящееся в Печорском районе Псковской области, для любителей помпезной монументальной архитектуры не представляет большого интереса. В извечной тени погостных деревьев чернота современных плит и простота крестов соседствует с типовыми советскими обелисками и другими памятниками, обосновавшимися в плену выкрашенных в голубое и серое оградок. Лишь редкими островками монументального готического романтизма выступают памятники второй половины 19 века.

Вход на Изборское кладбище.
Вход на Изборское кладбище.

Одно из старых захоронений. Памятник в виде каменного дерева с отрубленными ветвями. Обычно подобные надгробия символизируют то, что покойный не оставил после себя потомков. Но, как показывает моя многолетняя некрополистическая практика, это не всегда так.
Одно из старых захоронений. Памятник в виде каменного дерева с отрубленными ветвями. Обычно подобные надгробия символизируют то, что покойный не оставил после себя потомков. Но, как показывает моя многолетняя некрополистическая практика, это не всегда так.

Семейное место купеческой семьи Беляниных.
Семейное место купеческой семьи Беляниных.

Черный скворец на дальнем участке кладбища.
Черный скворец на дальнем участке кладбища.

Также одно из старых кладбищенских участков.
Также одно из старых кладбищенских участков.

Но перед условной чертой погоста, перед спуском к озеру, возвышается "туристическая доминанта", а именно Труворов крест и несколько крестиков поменьше. Известняковый исполин был изготовлен и установлен изборянами в 14-15 веке при въезде на старое, заброшенное городище, как напоминание о первоначальном местоположении их древнего города. То есть тела легендарного Трувора, одного из братьев варяга Рюрика, призванного сюда на княжение примерно в 862 году, под сим памятником на самом деле нет. Крест не намогильный, а памятный. Да и о действительном существовании Трувора, к которому приписывают крест, ходят различные толки, но сейчас не об этом. При первичном осмотре крестов и камней, мой пытливый взор заметил кое-что более любопытное, чем сами памятники, а именно высеченные фигуры на камнях.

Труворов крест. Слева, за черной "оградкой", я заметила довольно интересные высеченные на камне фигуры.
Труворов крест. Слева, за черной "оградкой", я заметила довольно интересные высеченные на камне фигуры.

-7

-8

-9

-10

Как и полагается, исследователей таинственных знаков и их теорий великое множество. Есть чёткое убеждение, сложившееся с лёгкой руки академика Рыбакова, что сии фигуры ничто иное как «вавилоны», схематические чертежи для архитектурных расчётов, использовавшиеся древнерусскими зодчими. Но более актуальная версия гласит, что именно древняя игра "Мельница" с использованием "шашек" и была начертана на камнях Изборска. Один из священнослужителей местного храма, во время нашей непродолжительной беседы, также подтвердил эту гипотезу. К слову, на другом изборском погосте мы тоже нашли похожий камень. Треугольник является простешим видом поля для данной игры.

-11

-12
Сама схема поля и расположения фишек игры Мельница.
Сама схема поля и расположения фишек игры Мельница.

Треугольный вариант.
Треугольный вариант.

Игра в нарды. Иллюстрация из трактата 13-го века Libro de los Juegos. Предположительно, на камне с моей последней фотографии, высечены линии для игры в нарды.
Игра в нарды. Иллюстрация из трактата 13-го века Libro de los Juegos. Предположительно, на камне с моей последней фотографии, высечены линии для игры в нарды.

По этому архивному снимку сложно утверждать, находятся ли каменные плиты с высеченными полями для игр на своем нынешнем месте.
По этому архивному снимку сложно утверждать, находятся ли каменные плиты с высеченными полями для игр на своем нынешнем месте.

Возможно, камни находились здесь еще задолго до основания кладбища, возможно, их принесли с мест поблизости. Не знаю, насколько осознание того, что изборяне много веков назад коротали время за игрой в Мельницу сметает всю таинственность с высеченных знаков. Как по мне, в этом остаётся гораздо больше некого романтизма, чем в изгибах намогильных скульптур девятнадцатого века.