Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Асоциальное поведение без чувств вины и стыда

Оглавление

"Почему мой ребенок обманывает (ворует, портит вещи, агрессивно себя ведет) и ему совсем не стыдно за это? Как такое может быть? Мы его так не воспитывали!"

Эта проблема часто звучит на консультации семей с детьми, которые ведут себя асоциально.

Родителей важно понять: им тяжелее, когда ребенок не только совершает такие проступки, но еще и не раскаивается в них и часто не признается, сваливая вину на других людей. В такой ситуации близкие чувствуют себя виноватыми в "плохом воспитании". Но чаще всего причина совсем в другом.

Эта причина - диссоциация. Или простыми словами - разделение. Это психологическая защита от непереносимых чувств, которая проявляется в отделении себя от каких-то своих поступков, мыслей, эмоций. Словно это происходит не со мной.

Рекомендую прочитать: Правила, которые дети будут соблюдать

Поэтому асоциальное поведение, то есть:

  • воровство,
  • патологическая ложь,
  • агрессия,
  • уходы из дома (бродяжничество),
  • поджоги,
  • правонарушения
  • и т.п.

может быть трех типов:

1

Без диссоциации. Например, ребенок ворует. При этом он признает для себя и окружающих, что он это делает. И испытывает чувства вины и стыда, а также желание компенсировать ущерб, даже если остановиться и перестать воровать пока не может (навязчивое, компульсивное воровство). Такой человек может ответить на вопрос, почему он ворует.

2

С диссоциацией. В этом случае ребенок или подросток ведут себя асоциально, но из-за диссоциации (защитной реакции) бессознательно отделяют себя от своих поступков, а значит и не признают их, если только не оказываются "пойманными с поличным" или перед лицом неопровержимых доказательств. Поэтому здесь нет и раскаяния, ведь "я этого не делал". Такой человек затрудняется ответить на вопрос, почему он совершил тот или иной асоциальный поступок.

Рекомендую прочитать: Асоциальное поведение детей и подростков: простой и сложный варианты

3

С расщеплением. Это крайняя степень диссоциации, при которой "правая рука не знает, что делает левая". Ребенок может украсть деньги, а затем тут же отдать их кому-то близкому и попросить давать их по чуть-чуть. Словно воровал один человек, а "нашел" их у себя в кармане другой. При расщеплении вопрос о признании своего поступка не стоит, это невозможно. А значит и не возникает вопроса, почему это происходит, нет ни вины, ни стыда, ни желания компенсировать ущерб.

Каждый тип предполагает свой подход в психологическом консультировании детей, подростков и их семей. Но любом из них - без диссоциации, с ней или с расщеплением - можно оказать психологическую помощь для преодоления асоциального поведения.

Вы можете получить мою психологическую консультацию из любой точки мира - запишитесь в Telegram, WhatsApp +79114559540

Автор: Александр Орлов
Психолог, Клинический Детский Подростковый

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru