Поговорим сегодня о значении соблюдения иерархии в семье для гармоничного развития ребёнка.
Любая иерархия предполагает подчинение низших уровней высшим. И это логично и справедливо.
Высший уровень требует больше ответственности и позволяет больше привилегий. Низший уровень – меньше ответственности и больше ограничений. Родители находятся на верхней ступени иерархии, дети соответственно ниже. Подобное распределение обусловлено отсутствием у детей должного опыта и знаний, и обязанностью родителей заботиться и воспитывать своих детей.
Дети по замыслу Творца – исследователи и созидатели. …если повезёт…
Если повезёт… зависит от взрослых, в первую очередь от родителей.
«Внимание — единственная дверь нашей души». К.Д.Ушинский
От родителей ожидается проявление в воспитании доброжелательности, гибкости, внимательности там, где есть возможность для роста здоровой индивидуальности ребёнка, а так же строгости, устойчивой позиции там, где требуется удерживать границы юного исследователя. Границы, выстраиваемые родителями «что такое хорошо, что такое плохо» создают понятность и предсказуемость мира, это необходимо для формирования здоровой психики ребёнка. Детям важно чувствовать опору в своих родителях, видеть, знать, ощущать, что его родители – это взрослые люди, способные справится с жизненными трудностями, явив, таким образом, пример устойчивости и зрелости.
В предыдущей статье мы рассмотрели, как у ребёнка закладываются и развиваются морально-нравственные ориентиры. Формирование морального сознания у ребёнка
В ней, на основе теории о моральном сознании Л. Колберга, мы убедились в том, что ребёнок не в состоянии находиться в равных позициях до определенного возраста. По сути, ребёнок является объектом, субъектом ему ещё предстоит стать. И от нас родителей это зависит напрямую.
Субъектность родителя в совокупности с готовностью выдерживать созидательную роль на вершине иерархии формирует в маленьком человеке внутреннюю направленность личности.
Детям важно чувствовать заинтересованность родителя в его жизни, возможность поделиться своими переживаниями. Задача же родителя состоит в том, чтобы контейнируя эмоции ребёнка, глубоко, искренне переживая вместе с ним его жизнь, явить пример высокодуховного, мудрого человека, тем самым побуждая к развитию живого интереса к нравственной стороне жизни и помогая ребёнку развивать субъектность.
«Создайте раньше материал нравственности, а потом её правила». К.Д. Ушинский
«Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Английская пословица
В этих цитатах виден смысл значения иерархии в семье. Именно родители являются первыми ориентирами для своих детей.
В следующей статье я расскажу вам о различных вариантах нарушений семейной иерархии.
Записаться на консультацию можно здесь:
https://www.b17.ru/rovnaya_svetlana/
Телефон, WhatApp, Telegram
+7(953)394-31-73
Клинический психолог Ровная Светлана
Автор: Ровная Светлана Викторовна
Психолог, Онлайн и очно
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru