Дата проведения: 15.12.2021 г.
Авторы: учитель Еремеева И. В., учитель-логопед Прокофьева Е. В.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса, вариант 1.
Тема занятия: Путешествие на воздушном шаре.
Направление коррекционно-развивающей работы: развитие высших психических функций.
Форма организации коррекционной деятельности: фронтальная.
Цель занятия: Уточнять и расширять представления об окружающем мире по теме «Животные».
Задачи занятия:
1. Обогащать и расширять знания о среде обитания животных.
2. Развивать умения анализировать, образную (зрительную) память.
3. Развивать навыки звуко-буквенного, языкового анализа и синтеза.
4. Развивать пространственную ориентировку.
5. Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики, расслаблять мышцы, снимать психоэмоциональное напряжение и мышечные зажимы.
6. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Путешествие на воздушном шаре», проектор, магнитная доска.
Демонстрационные материалы: Таблички для составления кластера; плакат «Воздушный шар» (из частей); макеты лиственного и хвойного дерева, макеты животных: белки, зайца, лисы, волка.
Раздаточные материалы: Карточки к играм «Отыщи дом» и «Фантастическое животное»; картинки животных и фишки с буквами для упражнения «Собери слово».
Ход занятия
Слайд 1
I. Организационная часть.
Игра «Здравствуй, друг»
Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)
- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)
- Где ты был? (осторожно треплют ухо)
- Я скучал! (складывают руки на груди)
- Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)
- Хорошо! (обнимаются)
Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.
II. Основная часть.
- Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие?
- А куда бы вы отправились?
- На чем можно путешествовать?
- Я предлагаю отправиться в воображаемое путешествие на воздушном шаре (аэробусе).
Слайд 2 (ролик)
Слайд 3
- Ребята, у вас на столах есть «входной билетик» - часть воздушного шара. Я предлагаю вам из этих частей собрать целый шар.
Собирают у доски все вместе.
- Итак, шар готов, отправляемся в полет.
Слайд 4 (ролик)
Слайд 5
- Ребята, представьте, что под нами находится деревня, нам нужно выбрать правильный домик, возле которого нам нужно временно приземлиться.
Игра «Отыщи домик»
Слайд 6
Разбор задания.
- По заданной схеме вам нужно отыскать домик и его раскрасить.
Слайд 7
Практическая работа детей.
Слайд 8
- Итак, нужный домик отыскали, давайте зайдем в дом. Внимательно изучите, постарайтесь запомнить, что где находится. Потом я проверю, какие вы внимательные.
- Посмотрите, а в доме- то для нас кто-то оставил задание.
Слайд 9
Отыщите и запишите на листе все названия животных, из которых состоит фантастический зверь.
Кластер
Слайд 10-14
- На какие 2 группы можно распределить всех животных?
(Дикие и домашние.)
- «Наших» зверей еще можно распределить в группы по признаку «среда обитания»: лес, пустыня и Африка (саванна). Попробуйте их распределить.
- Назовите, каких еще животных вы знаете.
- А сейчас мой вопрос: кто был изображен в комнате дома, к которому мы приземлялись. Какие это животные?
Слайд 15
- Отправляемся дальше.
Слайд 16
- Ребята, посмотрите, под нами находится лес, возле которого мы приземлимся. В нём мы встретим животных, а чтобы узнать каких, нам нужно собрать буквы в слова, которые у нас рассыпались, когда мы летели на аэробусе.
Игра-анаграмма «Собери слово»
- Каких животных мы встретили? (заяц, волк, медведь, кабан, белка, лось, олень)
Слайд 17
Слайд 18-25
Физическая минутка «Пластические этюды»
Передать мимикой и движением поведение зверей:
- енот-полоскун полощется в воде;
- ежик ищет место для зимней спячки;
- лось-великан ходит по болоту;
- белочка грызет орешки;
- ласковую, хитрую лису;
- грозного медведя;
- бодливого оленя;
- злого волка.
- Ребята наш лес состоит из разнообразных деревьев, давайте вспомним, как называются деревья, которые имеют листья (лиственные), а как называются деревья, которые имеют иголочки вместо листьев (хвойные).
Слайд 26
Упражнение «Найди место» - вызывать по 2 человека одновременно!
- Посмотрите на лиственное и хвойное дерево и определите:
- белку НА дерево;
- зайца ПОД дерево;
- волка ЗА деревом;
- лису ПЕРЕД деревом.
Слайд 27
- Отправляемся в наше путешествие дальше.
Слайд 28-43
- Мы попали с на остров «Неправильных предложений».
Упражнение «Расставь слова в правильной последовательности»
- У нас слова находятся в лодочках, вам надо собрать предложение правильно.
Медведь мёд. любит
Медведь любит мёд.
спит. зимой Медведь
Медведь зимой спит.
Белка в дупле. живёт
Белка живёт в дупле.
На дороге лось. стоит
На дороге стоит лось.
заметает. все хвостом Лиса следы
Лиса хвостом все следы заметает.
зверя Хитрее во всем лесу. лисы нет
Хитрее лисы нет зверя во всем лесу.
любит капусту. Заяц морковку и
Заяц любит морковку и капусту.
небольшой зверёк. Ёжик - это колючий
Ёжик - это небольшой колючий зверёк.
III. Заключительная часть.
Слайд 44
- Пора нам возвращаться в школу!
- Ребята, чем занимались сегодня вы на занятии?
- Какие задания вам показались особенно интересными?
- Какие задания были для вас трудными?
- Что вы узнали нового?
- Чему вы удивились?
- Вы были молодцы! До свидания! До встречи!