Требования к МИС законодательно определяются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2018 г. N 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций», а именно пунктом IV «Требования к медицинским информационным системам медицинских организаций».
Отсюда следует то, что должна обеспечивать любая отечественная МИС:
- Информационная поддержка принятия управленческих решений в медицинской организации.
- Мониторинг и управление потоками пациентов (электронная регистратура).
- Ведение электронной медицинской карты пациента.
- Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
- Организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров.
- Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней.
- Иные функциональные возможности по решению оператора информационной системы, соответствующие назначению МИС МО, предусмотренному пунктом 3 Требований.
В этой статье мы рассмотрим те требования к МИС, которые идут со стороны клиентов, и они напрямую вытекают из законодательства.
Какой должна быть идеальная МИС?
Ответить на этот вопрос сложно, но можно, если понимать, что целевая аудитория медицинских информационных систем – не однородная масса, а конкретные группы сотрудников медицинских клиник и центров.
Цельная картина требований к медицинским информационным системам составляется из того, что от них ожидают:
- Руководители медицинских центров.
- Главный врач и его заместители, старшие медицинские сестры.
- Врачи, регистраторы и т. д.
- Системные администраторы.
Руководители медицинских центов
Это не обязательно медики, но обязательно – грамотные административные работники, на которых лежит вся ответственность за управление учреждением и выстраивание работы.
Они выдвигают соответствующие требования к МИС:
1. Автоматизация бизнес-процессов, наиболее важные из которых – работа регистратуры, работа кассы, прием врачом пациентов.
2. Систематизация и аналитика данных медицинского центра. Сегодня уже невозможно делать подобные операции в ручном режиме или «на глазок». Только автоматизация может дать понимание, насколько эффективно работает медцентр в целом и его структурные подразделения в частности, как устранить найденные недоработки и в каких направлениях развиваться. В принципе – это не просто требования, а вопрос выживания в условиях огромной конкуренции.
3. Контроль работы всей клиники, чтобы в режиме реального времени можно было наблюдать, чем занят каждый сотрудник, как идет прием пациентов и т. д.
4. Получение отчетности в режиме онлайн из любой точки мира. Руководитель должен знать, даже сидя на пляже, ситуацию о доходах / расходах, заработной плате и т.п.
5. Отсутствие дополнительных трат на обслуживание МИС, техническую поддержку. Если просто – «чтобы все нормально работало и ничего не ломалось».
Главный врач и его заместители
1. Контроль работы персонала. Здесь требование совпадает с аналогичным со стороны руководителя медицинского центра.
2. Облегчение работы персонала, когда работа с МИС дает меньше бумажной рутины и больше времени непосредственно на работу с пациентами.
3. Автоматизация работы, когда человеческий фактор со стороны врачей и администраторов (не записали важную информацию, не перезвонили, забыли сообщить) сводится к минимуму.
4. Возможность узнавать об актуальных изменениях законодательства и новостях из мира IT-медицины.
Персонал медклиники
Это врачи, медрегистраторы. Они не принимают решения о приобретении МИС и не разбираются в бизнес-процессах зато по части удобства работы с той или иной системой их требования подчас оказываются определяющими, когда они предлагают руководству или лицам, принимающим решения, свое видение идеальной МИС:
1. Избавление от рутинных операций, бумажной работы и волокиты.
2. Экономия времени за счет сокращения бумажных операций.
3. Возможность занести в МИС все, что касается фронта работ конкретного сотрудника.
Для врача это может быть ведение истории болезни:
Для регистратора – поиск карты пациента:
4. Как можно более простое освоение системы, отсутствие сбоев в ее работе, а если они есть – быстрое их устранение с помощью техподдержки. Если и и приобретать МИС, то только в комплекте с бесплатными обучающими материалами.
Системные администраторы
Несмотря на то, что эти специалисты не работают с МИС как таковой, они бывают вовлечены в процесс выбора медицинской системы для клиники.
Они не разбираются в бизнес-процессах, но с технической стороны (функционал, удобство, техподдержка) прекрасно понимают, сможет ли конкретная система работать в их клинике или нет, поэтому их требования сводятся к следующему: приобрести простую и удобную программу, которая будет стабильно работать и легко обслуживаться.
В противном случае это будет МИС, на которую будут тратить слишком много времени, нужного для других операций.
Требования к МИС: подведем итоги
Итак, эффективная медицинская система для клиники разрабатывается так, чтобы:
- соответствовать законодательству и уметь перестраиваться под его изменения;
- автоматизировать бизнес-процессы предприятия;
- поддерживать электронный документооборот и избавлять от рутинных операций;
- предоставлять пользователям возможность делать разнообразные отчеты, проводить мониторинг и анализ деятельности медицинского учреждения
- иметь грамотную и постоянную техническую поддержку;
- быть легкой в обучении и работе (для этого МИС снабжается обучающими текстовыми, графическими, аудио- и видеоматериалами).
Мы уверены, что наша система ArchiMed+ соответствует всем этим требованиям, и предлагаем вам в этом убедиться. Оставьте заявку и получите подробный разбор бизнес-процессов вашей клиники. Наши консультанты покажут все возможности системы ArchiMed+ и ответят на ваши вопросы.