Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологический анализ рассказов А.Грина. 54. "Тяжелый воздух" ("Летчик Киршин")

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд) Тяжелый воздух (Летчик Киршин), 1912 Сюжет: Летчик Киршин участвует в соревновании летательных аппаратов. Ему нужно выиграть, потому что очень нужны деньги. Семье, сыну и дочери. Стремительно несясь по небу, он вспоминает вчерашний званый ужин, переживает из-за соперников, боится сбиться в темноте с дороги, равнодушно созерцая неудачу барона Эйквиста. И вот совсем близко от цели, завидев уже огни города, авиатор терпит крушение. Аппарат падает в лес, недалеко от дачного поселка, на деревья. Выбравшись и выйдя к безлюдному шоссе, Киршин встречает на дороге двоих: даму и господина. А затем выходит в город. Александр Грин и авиация — отдельная страница биографии писателя. Низ и верх. Небо (воздух) и земля. Образ летящего в аппарате Киршина — образ человека, несущегося по жизни, как по кругу, на котором, возможно, написано «Суета сует» (как в другом гриновском рассказе «Находка», герой обременен семейством, ждущим от него дене

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)

Тяжелый воздух (Летчик Киршин), 1912

Сюжет:

Летчик Киршин участвует в соревновании летательных аппаратов. Ему нужно выиграть, потому что очень нужны деньги. Семье, сыну и дочери.

Стремительно несясь по небу, он вспоминает вчерашний званый ужин, переживает из-за соперников, боится сбиться в темноте с дороги, равнодушно созерцая неудачу барона Эйквиста.

И вот совсем близко от цели, завидев уже огни города, авиатор терпит крушение.

Аппарат падает в лес, недалеко от дачного поселка, на деревья.

Выбравшись и выйдя к безлюдному шоссе, Киршин встречает на дороге двоих: даму и господина. А затем выходит в город.

Александр Грин и авиация — отдельная страница биографии писателя.

Низ и верх. Небо (воздух) и земля. Образ летящего в аппарате Киршина — образ человека, несущегося по жизни, как по кругу, на котором, возможно, написано «Суета сует» (как в другом гриновском рассказе «Находка», герой обременен семейством, ждущим от него денег), а возможно, за траекторией выпущенной стрелы «Погоня за мечтой» — все смешалось. Амбиции, жажда денег, славы, погоня за Синей Птицей. Прерванный полет.

«Переход от бешеного движения к полной неподвижности страшно походил на смерть, на испуг падающего с обрыва жизни в пропасть молчания».
«Тот воздух, что окружал его на высоте трех аршин от земли, был других воздухом, папертью, прихожей атмосферы, преддверием голубого бога».

Чем-то это похоже на смерть Ромелинка («Смерть Ромелинка») в пучине вод, уже обнимавшего в своем болезненном воображении образ прекрасной женщины (=мечты), которая ускользнула от объятий, как мотылек, из грубых прикосновений человека (гибнущий мотылек в «Апельсинах»).

«Он все равно принадлежал теперь неподатливой, крепкой земле; живая связь между ним и пространством исчезла».

Грин подчеркивает эту иллюзию, которая возникла у авиатора, когда он управлял аэропланом. А ведь для самого Киршина, пока он летел, это была … «связная душевная жизнь»!

Лес. Киршина забрасывает в лес, как и другого героя в очень похожей ситуации, только с поезда — революционера Петунникова в рассказе «Телеграфист из Медянского бора» (1908). Грин сравнивает летчика с «животным, оглушенным палицей лесника». Как и Петунников, Киршин производит не лучшее впечатление. Его вид после катастрофы и «будьте добры», обращенные к господину и даме, очень напоминают гриновских бродяг (Глазунова из «Ночлега», Геннадия из «Малинника Якобсона», пассажира Пыжикова). Только образы богатого господина и красивой дамы (снова эта гриновская парочка!), над которыми фантазируют предыдущие гриновские герои, развеиваются в рассказе в сознании авиатора.

-2

Машина. Механизм. Аэроплан — представитель так нелюбимой Александром Степановичем техники. Грин называет летательный аппарат игрушкой (см. рассказ «Игрушка», 1908, где очень зловеще это определение). Позднее он противопоставит этому нежизнеспособному, по мнению писателя, созданию - человека, который летает по воздуху или бежит по волнам сам, усилием своей психики, без применения искусственных механизмов.

«Трагическое усилие человеческой воли, созданное из пота, крови и слез, - огромный аппарат — бессильно никнул к земле...»

Писатель не верит в то, что технический прогресс «спасет» человечество. Он готовит своего читателя к другому полету — полету сознания, полету души.

Ребенок. Детство. В конце рассказа Киршин символически вспоминает еще об одной игрушке: шаре, который светился на новогодней елке и который поднимался вверх по какому-то несложному физическому закону.

«В воспоминании этом был смутный оттенок далекого от дел и борьбы спокойствия».

Вспомнив об этом шаре и о части денег, которые все-таки должны ему остаться, Киршин подошел к городовому и «улыбаясь привычно-рассеянной улыбкой человека, стоящего на виду, объяснил положение...»

-3

Детский рисунок из интернета

Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru