Найти тему
Спец ТВ

Эффективность или веянье моды? Новые технологии в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Недавно на одной из лекций организаторы предложили комплект дополнительных материалов. Среди прочего там была статья.

Сейчас активно развиваются различные технологии, технические средства для обучения. Надо быть в курсе, так что я заинтересовалась. 

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65972/1/iu…

В статье описывается применение панели iTracker для диагностики детей с РАС. Исследователями проделана большая работа на базе школы-интерната.

Я абсолютно согласна что диагностика детей с РАС – серьёзная проблема, так как дети не говорят, не вступают в контакт, с новыми взрослыми, не демонстрируют то, что они могут делать с хорошо знакомыми, у них наблюдается неравномерное снижение отставание в развитии высших психических функций. Бывает очень трудно диагностировать, да, да.

Но всё-таки я не поняла, для чего диагностировать детей с тяжелыми нарушениями развития с помощью прибора айтрекер. Интерпретировать взгляд ребёнка как выполнение интеллектуального задания, на мой взгляд, неправильно, не объективно. Например в статье описывается задание в, в котором надо посмотреть на большой или на маленький предмет. По результатам проведённого исследования, инструкция “найди большой“ выполнена значительно большим процентом детей, чем инструкция “найди маленький “. Мне кажется, что это связано не с приложенными интеллектуальными усилиями, а с большей привлекательностью большого стимула в сравнении с маленькими, то есть человек сначала обращает внимание на большой стимул. 

Но даже если неговорящие дети с РАС и нарушением интеллектуального развития, действительно, взглядом могут выполнить задание, у меня остаётся вопрос: ДЛЯ ЧЕГО???

Ну узнаем мы, что ребёнок что-то может продемонстрировать взглядом, а что это даёт? Чем это улучшит жизнь ребёнка? 

Я считаю, что педагогам, которые работают с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития надо продумывать: чему учить ребёнка именно с точки зрения улучшения его жизни и жизни семьи. Можно потратить колоссальные усилия и много времени, и

-научить ребёнка идеально раскрашивать и обводить, но при этом в туалете он не может выполнить гигиенические действия

-научить ребёнка читать, но при этом он не может связать прочитанное слово с предметом, не может использовать написанные слова для общения, он никогда не будет использовать чтение для получения информации или проведения досуга

-научить ребенка указывать пальцем на картинку или выполнять сортировки, но при этом он не соотносит картинку с предметом или не может сложить в стопки тарелки, блюдца и чашки…

Поэтому, я считаю, что важнее научить ребёнка тому минимуму, который пригодится ему в жизни, чем искать способы диагностики и развития в отрыве от реальной жизни ребёнка.

  • научить общаться с помощью электронных средств или коммуникации жестами, обменом картинками,
  • научить сортировать одежду по цвету, потому что это поможет при подготовке к стирке,
  • научить сортировать посуду по форме и по величине, ведь это поможет ребёнку стать помощником дома, 
  • научить стирать грязь тряпкой и салфеткой, ведь это не только помощь по дому, но и первый шаг к самообслуживанию в туалете.
-2

Детей с ТМНР можно учить, но. надо это делать с умом, исходя из функциональности, жизненной значимости навыков.

А если ребёнок глазами может продемонстрировать выбор большого и маленького, а в реальной жизни с реальными предметами этого не делает, то грош цена этому навыку, что он есть, что его… скорей его нет.

#spectv  #дети  #рас  #аутизм #дефектолог

#учитель