В 2004 году у станции метро Василеостровская появился новый памятник. Памятник конке.
Это копия вагона трамвая на конной тяге образца 1872-1878-х годов. Создавался памятник по сохранившимся чертежам Путиловского завода. За образец взята конка 1872–1878 года выпуска. В 2005 году к памятнику добавили пару лошадей. А в 2009 – кучера. Детали его костюма воссозданы до мельчайших деталей, благодаря архивным фотоснимкам и видео-хроникам.
Увлекаясь быстрой гонкою,
Надо пользоваться конкою,
Так диктует нынче этикет…
(песня из фильма «Только в Мюзик-Холле»)
Почему именно здесь? Всё очень просто. Здесь начинался первый в Санкт-Петербурге маршрут конно-железных дорог, именно так назывались конки. На пересечении Среднего проспекта с 6-й и 7-й линиями Васильевского острова. А ходила конка здесь с 23 августа 1863 года по маршруту «6-я линия – Конногвардейский бульвар – Адмиралтейская площадь». За первый год конками было перевезено 1,5 миллиона пассажиров. За второй – уже 2 миллиона.
Принцип действия конно-железных дорог очень прост. Одна или две лошади тянули за собой вагон по проложенным рельсам. Управлял ими кучер. Этакий предшественник трамвая. На конной тяге.
Вскоре появились и правила пользования общественным транспортом. Входить и выходить из вагона можно было только на остановках или когда он ехал медленно, и только справа по ходу движения.
Сначала вагоны были одноэтажными. Но с ростом популярности таких перевозок добавился второй этаж – империал. На первом этаже конки ездили обеспеченные люди, проезд там стоил 5 копеек. Вместимость первого этажа – 22 человека.
Проезд на втором этаже стоил дешевле (2 копейки) – считалось, что места в нем предназначены для пассажиров 2-го класса. Вместимость второго этажа – 24 человека.
Женщинам любых сословий считалось неприличным ездить на втором этаже конки. Долгие годы шли дебаты на эту тему, и лишь в 1903 году женщины получили официальное право ездить в империале.
Сначала в Санкт-Петербурге было организовано три маршрута: от площади Восстания до стрелки Васильевского острова по Невскому проспекту, от Адмиралтейской площади (она была у здания Адмиралтейства) до 6-й линии Васильевского острова по Конногвардейскому бульвару и от Никольской площади до Невского проспекта по Садовой улице. Конка стала настолько популярна, что через несколько лет в городе было уже целых 25 маршрутов общей протяженностью 150 км.
Всего в Петербурге было 6 коночных парков. Первый коночный парк был создан на Лиговском проспекте, 40. Там были конюшни, кузница, ремонтные мастерские. Конки обслуживали в общей сложности 3,5 тысячи лошадей.
Скорость конки была не прямо уж огромной – 8 км/час. Для сравнения – средняя скорость пешехода составляет 4 км/час. Существовала даже поговорка – «Конка, догони цыплёнка!»
Конечно же, конка – предшественница трамвая. В Петербурге изначально трамвай даже называли электрической конкой.
Сейчас в Дугласе, столице Острова Мэн (Великобритания) действует единственная оставшаяся в мире конка, которая эксплуатируется в качестве городского транспортного маршрута.
В советском фильме «Только в Мюзик-Холле» звучит есть неплохой номер, где звучит веселая песенка про конку в исполнении Игоря Дмитриева и Любови Полищук:
Кто желает на свидания
Успевать без опоздания,
Должен отказаться от карет.
Увлекаясь быстрой гонкою
Надо пользоваться конкою,
Так диктует нынче этикет.
Гонка, гонка, гонка, гонка - это прогресс.
Конка, конка, конка, конка - это экспресс.
Я намерена признаться вам:
В нашем веке девятнадцатом
Конка - это шик, модерн и блеск.
(песня из фильма «Только в Мюзик-Холле»)