У Ивана Семеновича было железное табу – не красть. Как-то даже по такому поводу возник спор с сестрой. Она считала, что жизнь может заставить и украсть, и чужое взять и ничего с этим поделать нельзя. Будто человек себя не может контролировать и воровство это определенно то, что случится с каждым, потому что это неизбежно. Может он ее не очень понял, но тогда будучи еще юным или как говорила бабушка зеленым, Иван был категорически не согласен с ее мнением. Более того он был сильно возмущен подобным заявлением. Тогда же и зарекся, что как бы тяжело не было он чужого не возьмет. С голода помирать будет, но никогда не опустится до краж.
Но судьба будто сама подкидывала тяжелые испытания, а к ним и своеобразные возможности разрешения проблем. Словно что-то заставляло признать, что воровство может быть выходом в определенной ситуации. Так, работая на продуктовом складе, когда сотрудники массово выносили консервы, находясь в сговоре с охранной, лишь Иван был в стороне. Наказали всех. Более того на мужчину озлобились, поскольку он был единственным кто ничего не взял, а это в свою очередь вызывало сильное недоверие и как в последствие определенные обвинения упали на голову мужчины.
- Я вот думаю... - как-то сказал Алексеевич, - ты чистеньким хочешь остаться или перед начальством выслужиться? Сдав тут нас всех с потрохами.
Вопрос настолько сильно разозлил Ивана, что он не сразу ответил, лишь сильнее сжал кулаки. Он никогда не был стукачом и быть таковым не собирался.
- Я не краду, - сквозь зубы ответил Иван.
- Вот то-то и вызывает вопросы. У тебя дома жена с детьми от голода страдают, а ты... - Алексеевич махнул рукой, вздохнув при этом, а затем задумчиво сказал. – Вот это и странно... Да и технически это не кража, мы свое забираем. Зарплату третий месяц не дают, а у всех семьи. Понимаешь? Дети. Есть. Хотят. – Выделил каждое слово коллега, - тушенкой хоть бы выдали, вопросов стало бы меньше... Бартер так сказать. Не хотят? Значит будет по-нашему.
- Я не краду, - более тверже повторил Иван.
- Твоя принципиальность начинает всех раздражать.
К слову, когда выяснилось, что со склада пропало огромное количество провизии и начальство провело беседу с каждым, слова Ивана: «Я ничего не брал» меркли. Ведь все сотрудники, как один утверждали, что никто ничего не крал, не брал, и не видел. Наказали всех. В том числе и Ивана. На зарплату, которую и так не выдавали.
Первый серьезный скандал с женой произошел из-за этого. И ведь, как поразился Иван, когда его Машенька, честная женщина, заявила:
- Осел ты Ваня и эгоист. Мало того, что ничего не взял, так и без зарплаты остался! Другие консервами запаслись, а у тебя все принципы. Сегодня будешь сам объяснять детям почему у нас каждый день на ужин суп из капусты, в котором есть только капуста. К слову, и капусты бы не было, если ее не выдали...
- А что я должен был воровать?
- О детях ты должен был думать, а не о своих принципах.
Да, тот период был тяжелым в жизни Ивана. Денег не было. Зарплату не выдавали, полки в магазинах были по большей части пусты.
- Выдержим, - ответил Иван. Боле того он верил в это. Не может же в конце концов всегда быть плохо?
А потом резко появились деньги, только купить на них ничего было нельзя. Решили копить, ждали, когда наладится. На накопленную сумму можно было уже хорошо обставить квартиру. Но один день мужчина запомнил на всю свою жизнь. Был тихий вечер, дети спокойно играли, жена была крайне задумчивой. Как оказалось она размышляла о будущем и думала о том, как вложить имеющиеся деньги.
- Детям жизнь обеспечим, - сказала Машенька, а затем включила программу «Время», где, как сейчас помнил Иван в 21:05 зачитали указ президента. На обмен давали всего три дня, но обменять можно было не так много. Борьба со спекулянтами или грабеж населения? Такого ощущения собственной никчемности Иван не испытывал никогда.
Вспоминать тот период жизни совершенно не хотелось. Со временем, конечно, все наладилось, но как говорится осадочек остался. Дети выросли и разъехались кто куда. Хотели лучшей жизни. В воздухе витала обида. Другие родители вон и квартиры, и землю для своих детей наворовали, а эти...
- Не благодарные, - говорил Ваня.
- Воровать было нужно, а не принципами прикрываться, - в сердцах говорила Маша, хотя на самом деле так не считала.
Но жизнь продолжалась. Жену свою Ваня любил и никогда на нее не обижался. Знал, что она не со зла говорит. Машенька была для него всем. Когда ее не стало для него это стало определенным ударом. Он даже не сразу осознал, что это конец. Жизнь словно стала серой и перестала иметь смысл.
Жуя вечером отваренный кусочек курицы, едва ощущая вкус еды, он подумал о том, что если бы он мог украсть жизнь для своей Машеньки, то сделал бы это? Нет. Скорее отдал бы свою. Но разве это возможно?
Все изменилось в один прекрасный день. Иван Семенович, как обычно, выпив свежесваренный кофе и съев пару бутербродов, вышел на улицу. Обход своего поселка был своего рода утренним ритуалом. Мужчина, бесцельно бродил по тропинкам. Его путь лежал до речки, затем постояв там какое-то время, он поворачивал обратно. Практически дойдя до конечной точки своего ежедневного маршрута, Иван Семенович остановился. Его вновь привлек маленький мальчик, что играл с щенком в довольно жестокую игру. Хватал малыша за ножку и смотрел, как тот беззащитно пищит. Такое развлечения доставляла мальчику явное удовольствие. Такую картину Иван Семенович наблюдал не впервые. Мальчика этого он знал. Знал и его семьи. Люди были обеспеченные и приезжали сюда по выходных, пожарить шашлыки, подышать свежим воздухом. Иногда бывало и гостили целую неделю. В первый раз, когда Иван заметил мальчишку, откровенно издевавшегося над щенком, он сделал замечание, на что ребенок отреагировал с раздражением.
- Моя собака, что хочу то и делаю. Шли бы вы дядя, а то родителей позову. Скажу, что домогаетесь.
Скажем, угроза родителями вовсе не напугала Ивана Семеновича, напротив он хотел поговорить с этими людьми, что воспитали столь невоспитанного ребенка.
Но дама, являющаяся матерью этого отпрыска, выйдя в шелковом халате и держа в руке бокал вина, оказалась не лучше. Было только утром, а она уже наклюканная, качаясь и плохо контролируя свои движения, заявила:
- Что надо? Ваша собака? Нет. Тогда бы шли вы отсюда. Мой ребенок лучше знает, как обращаться со своими питомцами.
Щенка тем временем мальчик отпустил. Иван Семенович в тот день ушел домой, но чувство было такое, что он сделал ошибку. А что, собственно, говоря он мог? На следующий день, вновь следуя привычному маршруту, он заметил мальчика. Ребенок вновь обижал щенка. Громко, рыкнув в сторону отпрыска, чтобы тот непременно прекратил издеваться над собакой, мужчина сразу направился к родительнице. Та в этот раз была трезвее, но на умственные способности это никак не отразилось, точнее на их отсутствие. Дама была уверенна, что ребенок может делать с собакой все, что захочет. Потому что это ЕГО ЩЕНОК. ЕГО ПОДАРИЛИ СЫНУ. А со своими подарками, каждый сам решает, как поступать. Своего рода живая игрушка, ребенку на забаву. И если тут есть непонятливые, то в следующий раз, если Иван Семенович не прекратит их беспокоить, то с ним поговорит глава семьи. И разговор выйдет вовсе не цивилизованным. От денег, что предлагал Иван Семенович за щенка, дама тоже отказалась.
Поэтому в один погожий день, остановившись возле мальчишки, который держал щенка за одну лапку и заливался смехом, когда тот дергался, пищал и скулил, Иваном Семеновичем было принято не стандартное решение. В тот день он нарушил все свои принципы, которым придерживался всю свою жизнь. Мужчина без слов подошел к мальчишке и выхватил щенка. А затем под ошеломленный взгляд маленького живодера, собственно, дал деру к своему дому. Иван Семенович и припомнить не мог, когда так быстро бежал в последний раз. Мальчик закричал, а затем в спину Ивану Семеновичу полетел камень. Несмотря на боль, моментально отозвавшуюся в спине, мужчина не остановился. Мальчик начал громко рыдать и звать на помощь мать.
Но Иван Семенович не был бы Иваном Семеновичем, если бы не знал все отходные пути. Он довольно быстро скрылся из поля зрения, виляя между домами. Все-таки ежедневный утренний обход поселка был не за зря.
Едва зайдя в свой дом, пытаясь отдышаться и прижимая к себе щенка, мужчина запоздало подумал о том, что только что украл собаку. По-настоящему украл! Но если бы его кто-то об этом спросил или намекнул, то он бы никогда в этом не признался. Про свой поступок он говорил, как про некую необходимость спасения слабого и беззащитного существа из рук недолюдей, для которых животное являлось не более, чем развлечением.
____________________________________________________________________________________
Рассказ "Не украденный друг". Ч.1. Иван Семенович
Рассказ "Не украденный друг". Ч.2. Бобби.
Рассказ будет коротким из 2-3 частей. С героем вы косвенно знакомы по предыдущей повести "Свахи". Если не догадаетесь, потом напишу, где было упоминание.