Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 18-ой главы Евангелия от Луки.
В начале девятнадцатой главы Иисус заходит в Иерихон. Там был человек по имени Закхей, по роду деятельности - начальник мытарей. Он очень хотел увидеть Христа, но поскольку ростом был мал, то толпа закрывала весь обзор. Тогда Закхей побежал вперед по пути следования Спасителя и забрался на смоковницу. Иисус шел мимо и сказал:
“Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” [Лука 19:5].
Начальник мытарей был счастлив, а вот народ роптал, т.к. Христос:
“зашёл к грешному человеку” [Лука 19:7].
Закхей от радости готов был раздать половину того что имеет:
“Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” [Лука 19:8].
Спаситель добавляет:
“Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее” [Лука 19:9-10].
Обратите внимание “потому что и он сын Авраама”, как видите Иисус однозначно говорит, что он пришел к потомкам Авраама, т.е. к евреям.
Люди слушали Христа, и он рассказал притчу. Некий высокородный господин отправился в дальнюю страну, чтобы
“получить себе царство и возвратиться” [Лука 19:12],
т.е. он хотел получить право на царскую власть у себя в стране. Перед уходом он дал 10 монет (мин) 10-ти своим рабам, с указанием:
“употребляйте их в оборот, пока я возвращусь” [Лука 19:13].
Вслед за ним отправилось посольство с просьбой не назначать его правителем:
“Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами»” [Лука 19:14].
Однако, высокородный господин вернулся
“получив царство” [Лука 19:15].
Он призвал рабов и спросил о результатах. Первый из одной монеты получил десять, правитель назначил его начальником над 10 городами, второй - пять, стал управлять пятью городами. Третий спрятал монету в платок, т.е. однозначно нарушил указание своего господина. Оправдываясь он говорит:
“господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял” [Лука 19:20-21].
А тот отвечает:
“твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял” [Лука 19:22].
Все толкователи утверждают, что господин - это Бог. Получается, что Спаситель в притче дважды говорит о том, что Бог - жестокий.
Завершается притча словами:
“врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною” [Лука 19:27].
Как вы понимаете, мнение граждан никого не интересует, а если они смеют высказывать что-то не соответствующее взглядам правителя, то должны быть наказаны. Наверное, можно сделать вывод, что тирания - это Богоугодная форма правления.
Подобная притча есть в 25 главе Евангелия от Матфея, но там речь только о деньгах, которые не были отданы в рост.
Тут давайте прервемся, хотя 19-ая глава еще не закончена, продолжим в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь