Найти тему
Глокая куздра

Родители и учителя. Союзники или противники?

Размышление первое. Жизненное

В разные этапы моей жизни я выступала и в той, и в другой роли. Работала в школе, была учителем-предметником, классным руководителем, тогда мои родные дети были еще маленькими. Сейчас я исключительно родитель, так как в школе не работаю уже 6 лет. Убеждена, что учителя и родители однозначно союзники. Мы хотим знаний для наших детей, хотим видеть их счастливыми, успешными, состоявшимися людьми. И вроде бы учителя и администрация школы должны хотеть того же.

Но на практике получается немного не так…

Мои дети учатся в хорошей школе в Москве. По моему мнению, 1564 - одна из лучших школ Митина. Когда-то это был математический лицей, во многом традиции матшколы тут продолжаются, но, как оказалось, не во всем и не для всех.

В школе у младшего сына слабый учитель математики, просто совсем никакой. Женщина она глубоко возрастная, возможно, когда-то была неплохим учителем, но мы это славное время уже не застали. Старший сын учился у нее в 5-6 классе, потом поступил в проект «Математическая вертикаль», и вот в 7 классе мы окончательно поняли, как глубоко отстали. Не в программе, благо у сына всегда было 2 репетитора: один по школьной математике, другой по олимпиадной. Помимо этого, он два года (5 и 6 класс) посещал кружок 179 школы (олимпиадная математика). Поступил он легко, а вот к объему заданий оказался не готов. Конечно, привык. Но, если бы у него в 5-6 классе был сильный учитель, готовивший своих детей к «Матвертикали», многих сложностей ребенок бы избежал. Мы это видим на примере детей, которые учились и учатся в других классах, то есть сильные учителя математики в школе есть, именно мои дети к ним не попадают (разбивка по классам в школе случайная, перевестись из класса в класс нельзя ни под каким предлогом).

Попав с младшим к этому же учителю, я поняла, что нужно с этим что-то делать. Я вообще убеждена, что за своих детей нужно заступаться. Выяснять все обстоятельства и принимать меры.

Мы, родители, стали задавать вопросы. Классному руководителю, самому учителю, наконец, директору. И вот тут я открыла для себя ряд удивительных моментов…

Мои открытия:

1) По закону у нас сейчас все школы просто «школы». Нет ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов. Значит, требования к знаниям в таких школах самые минимальные. Учитель записал тему урока, дети решили пару пример в классной работе – прекрасно. Считаем, что программу выполнили. И все чиновники, включая директора школы, а сейчас он прежде всего чиновник, а не учитель, это приняли.
2) Тетради можно не проверять, вообще. У сына нет в тетради (которая уже закончилась) ни одной оценки. И директор нам говорит, что это нормально. Нет, она это все объясняет: дети списывают ДЗ, поэтому учитель проверяет только наличие. Но для меня, как для профессионала, это было просто шоком. КАК можно научить, не проверив ни одной работы? И, кстати, мой сын не списывает.
3) Родители не имеют права посетить урок. Еще 5-10 лет назад они могли это сделать, в присутствии администрации, конечно. Сейчас нет. Да и встречу с учителем в нашей школе добиться не просто. На сообщения в журнале наш математик, например, не отвечает, на просьбы родителей о встрече, переданные через классного руководителя, не реагирует.
4) Учитель на уроке может делать что хочет. У сына в 5 классе 6 примеров в одно действие – это классная работа. Конечно, может быть устная работа. Но кому верить? Дети говорят, что никакой работы нет, а есть бесконечные разговоры о жизни, об оплате такси, о покупке вещей на рынке, о комнате сына с вечным беспорядком, а учитель говорит, что есть план работы, который весь был выполнен. Записывать урок? Мне кажется, что это не порядочно, я детей этому учить не готова.
5) В настоящее время нет никакого объективного критерия оценки качества урока. Есть методические рекомендации, но получается, что их можно не исполнять. По ФГОСам (Федеральный государственный образовательный стандарт), например, учитель должен обеспечить разноуровневое обучение на уроке. В нашем случае никакого разноуровнего обучения нет, и никого это не волнует.

Сразу скажу, все учителя, кроме вышеупомянутого учителя математики, тетради проверяют и ведут отличные уроки (очень глубокие, с быстрым темпом, сложными заданиями и адекватной проверкой), но, получается, это их личная инициатива. То есть опять мы уперлись в порядочность отдельного учителя, в его ответственность и желание научить детей. Законодательно это никак не закреплено.

Как же быть?

Конечно, худой мир лучше доброй ссоры. Но школьная жизнь ребенка коротка, он еще уязвим, именно в эти далеко не простые детский и юношеский периоды закладывается будущее отношение к жизни, роль, которую человек возьмет на себя. Я бы хотела, чтобы мой ребенок был активным, сам выбирал свой путь, стремился изменить обстоятельства, а не плыл по течению.

Родители нашего класса написали письмо с просьбой заменить учителя, обратились к директору. Конечно, получили отказ и отповедь, что мы все невоспитанные и дети у нас такие же…

Что мы будем дальше? Не знаю.

  • Возможно, каждый просто наймет репетитора по математике своему ребенку, а на уроках дети будут по-прежнему рисовать, ковырять ручкой ластик, чтобы не уснуть, считать ворон или просто думать о своем.
  • Возможно, мы, родители, продолжим борьбу, будем писать письма директору и записываться на прием, обращаться в Департамент образования.
  • Возможно, нас уже сейчас услышали в школе и примут меры. Это, конечно, вряд ли, но чудеса бывают. И как-то мне хочется верить, что справедливость, качественная работа, уважительное отношение к детям – это главное, что еще осталось в наших педагогах.

Родители и учителя – не враги, а союзники, ведь любой родитель хочет вырастить своих детей хорошими людьми, дать им качественное образование. Вместе со школой. Или вопреки?

Оговорюсь, что все, что я написала в данной статье, – мое личное мнение, которое сложилось во время встречи с директором нашей школы.

Возможно, у вас есть другой опыт взаимодействия со школой. Напишите комментарий, расскажите о нем, я с удовольствием почитаю, возможно, появится решение и для нашей проблемы.