В любой работе есть место творчеству. Эту мысль хорошие учителя старались внедрить в наше сознание с самого детства. С возрастом я понял, что творческий подход возможен не в каждой сфере. Но если человек является творцом, он никогда не выберет занятие, в котором не сможет реализовать свой потенциал.
Так какую же деятельность можно назвать творческой. Только ли это так называемые творческие профессии? Нет, потому что суть творчества не в конкретном продукте, а в нестандартном решении задач. Не буду перечислять все сферы, где возможен такой подход – список получился бы очень длинным и что-то наверняка оказалось бы упущено. Скажу лишь, что самая творческая сфера сегодня – это предпринимательство. Мир становится сложнее и непредсказуемее с каждым днём, и это требует от бизнесменов включать креативность на максимум.
Критик против Художника
Что мешает предпринимателям или наёмным сотрудникам проявлять креативность, находить альтернативные пути решения задач и становиться эффективнее?
Один из основоположников коучинга Тимоти Голви в книге «Работа как внутренняя игра» описал два состояния, в которых может находиться человек. Он назвал их Я-1 и Я-2. Мне не очень близка эта терминология, поэтому предлагаю использовать названия Критик и Художник.
Эти двое совсем не дружат между собой. Художник берёт управление на себя в те моменты, когда мы чем-то сильно увлечены, полностью погружены в процесс, а время течёт незаметно. Это ещё называют состоянием потока. Одни бывают в этом состоянии чаще, другие реже. При осознанном подходе можно научиться входить в состояние потока чаще. О том, как это сделать, расскажу чуть ниже.
Чем реже нами управляет Художник, тем чаще проявляется Критик. Многим этот персонаж хорошо знаком. Это тот самый вечно ворчащий внутренний голос, который напоминает: у тебя ничего не получится, даже не думай об этом, что ты выпендриваешься, ты на себя в зеркало смотрела, и так далее. У многих критик говорит голосом одного из родителей, бабушки или строгой учительницы из начальной школы.
Проявления Критика, особенно если они частые, не просто мешают проявляться Художнику, они лишают его жизненных сил. Пока в голове звучит настырный обесценивающий бубнёж, креативные мысли в неё не придут.
Дайте Художнику свободу
Тимоти Голви называет переход человека в состояние Я-2 или состояние Художника одной из главных целей коучинга. Для этого есть несколько средств, главное из которых - нейтральное и безоценочное отношение самого коуча. Слабость Критика в том, что его суждения и оценки всегда субъективны и базируются на заученных фразах из прошлого. Задавая вопросы, коуч помогает клиенту увидеть ситуацию объективно, убрать негативную оценку себя и своих действий. В результате голос Критика становится тише и тут же на первом плане возникает Художник, принося вдохновение, новые идеи и веру в себя.
Вслед за Голви я считаю пробуждение внутреннего Художника в человеке одной из главных своих задач как коуча. Именно поэтому называю себя коучем творческих людей. Верю, что каждый из нас рождён творцом, не важно, какой конкретно деятельностью вы сейчас занимаетесь. Ответьте на вопрос: какой внутренний голос вы хотите слышать, голос Критика или голос Художника?
Хотите записаться на бесплатную диагностическую коуч-сессию, в ходе научитесь разговаривать со своим внутренним Художником? Тогда переходите по ссылке.