Найти тему
alexunited

(Не) хочу учиться

Иной раз послушав вебинар про интересные ходы и методики проведения уроков, диву даёшься - на какой контингент учащихся рассчитывает этот милейший человек, который это всё предлагает? С мотивированными и одарёнными детьми работать легко и приятно, им не нужно выдумывать никаких невероятных идей. А вот что делать с теми, кто учится в обычных школах и просто не хочет учиться ничему?

Необучаемых детей не бывает, говорят нам, вы просто должны найти к ним индивидуальный подход.

Британский сериал "Ужасный Генри", картинка из интернета.
Британский сериал "Ужасный Генри", картинка из интернета.

Это утверждение родилось не на пустом месте, оно адресовано ленивым учителям, которые хотят только проверять знания, которые дети получают сами из любых доступных источников. Но таких учителей меньшинство. А большинство учителей пробует найти подход к ученикам, и не по одному разу, прежде, чем капитулировать. И ко многим находит.

Но - не ко всем. Потому что есть дети, которым на всё плевать. Причины тут могут быть самые разнообразные - от родительского безразличия до психической болезни. Их невозможно заинтересовать, поэтому и научить их тоже невозможно. Максимум, чего добьётся опытный педагог - это чтоб такой ребёнок научился выполнять типовые действия по шаблону, как та обезьянка - и то, это если ученику на личностном уровне будет симпатичен этот учитель. Никак иначе.

Но скорее ребёнок просто спишет (с одноклассника или ГДЗ) и не станет даже хорошей обезьянкой. Потому что ему плевать. Он не хочет учиться, и поэтому он не учится.

Зато плеваться бумажками из корпуса от ручки - хочет.
Зато плеваться бумажками из корпуса от ручки - хочет.

А в обычной школе таких детей очень много. Ориентироваться на них - это путь в болото для всех остальных. Игнорировать их - невозможно, да и по ФГОСам неприемлемо. Писать жалобы родителям - бесполезно. Завучам и директору - тоже, от их бесед с бездельниками ничего не изменится.

В идеале подобных детей следовало бы отправить в коммуну к Макаренко, который умел даже уголовников перевоспитывать - с большинством этих избалованных "снежинок", мне кажется, он бы справился на раз-два. Но ни коммун, ни законных оснований их туда отправить нет. Поэтому подарки в виде мальчика, который третий год учится в пятом классе (если бы я своим глазом не увидел, даже не поверил бы, что так бывает), или мальчика, что к 6 классу толком не умеет читать (три года "домашнего обучения"), но знает о своих правах (и даже не догадывается об обязанностях), сваливаются на головы учителей обычных средних школ.

Антон Семёнович бы с ними справился...
Антон Семёнович бы с ними справился...

И что с ними делать? А что хотите! Обязаны научить, а не можете - значит вы плохие учителя! Можете в бизнес уходить, других возьмём... Ой, а куда же вы, а кто же работать будет?!

Выводы

  1. необучаемые дети есть, и их присутствие в обычных классах сильно снижает эффективность обучения для всех и треплет нервы учителю;
  2. школам нужна законная возможность отчислять таких детей решением педагогического совета (если несколько учителей не справились "найти подход", вероятность ошибки незначительна);
  3. нужны специальные школы для обучения таких детей (альтернатива кадетским классам, только не как привилегия, а как наказание) - что-то вроде коррекционных классов, но для детей без диагноза (разумеется, учителей для работы с такими классами необходимо готовить отдельно и, по-видимому, оплачивать их труд выше, чем труд учителей обычных школ - потому что многие и за большие деньги не поведутся на такую каторжную деятельность);
  4. крайне желательно разбираться в причинах такого отношения детей к обучению (и это НЕ функция школы: учителя, а особенно - классные руководители, и так перегружены), опека должна работать с семьёй и помогать воспитывать ребёнка (а, если родители, условно, пьющие или наркоманы, то принимать жёсткие меры) в позитивном ключе.
Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

В любом случае, рано или поздно этот мелкий пофигист вырастет. И станет большим пофигистом. Только в этот момент воспитывать его будет поздно. И очередной социально неблагополучный элемент - хорошо, если просто лодырь, а не преступник - ляжет тяжёлым бременем на бюджет страны, в котором и так всё не очень гладко.

И отстаньте от учителя, у которого на класс из тридцати человек пять таких подарков, три умственно отсталых, два гения и ещё два десятка обычных детей, которых можно спокойно и хорошо учить, отпустив гениев в школу городского набора, а бездельников отправив в коррекционный класс.