В случаях, когда мама гиперопекающая и гипереонтролирующая, у ребёнка не формируется такое психологическое новообразование, как «Я сам». В норме это происходит в возрасте 3-х лет. Да, это тот самый кризис 3-х лет, с которым приходится сталкиваться родителям, если формирование личности соответствует возрастным нормам.
А что же формируется? Формируется гиперконтроль мамы, ребёнок в итоге стремится не к отделению, а к слиянию. И вследствие развивается тревожное состояние. Ребёнок сильно беспокоится в моменты отсутствия мамы.
Он растёт и развивается, и это беспокойство развивается вместе с ним.
И вот уже взрослая женщина по шесть раз на дню созванивается с мамой. Она не может оторваться от мамы, не может отделиться и развернуться в собственные перспективы, в которых есть собственные дети (в анамнезе нарушение менструального цикла и проблемы с зачатием). Для себя она считает, что маме будет плохо, если она меньше станет с ней общаться. То есть, она контролирует жизнь и чувства мамы. А мама контролирует её жизнь и чувства соответственно.
А на самом деле попадаем в травму 4-х лет. Нет, ничего особенного не происходит, всё вокруг хорошо, родители всегда любящие и заботливые, всё как обычно, но 4-х летняя девочка сильно беспокоится, даже непонятно из-за чего.
Предлагаю той девочке сказать: я сама!
Такой тест на соответствие нормам психологического развития
Не может.
Нужен ресурс, чтобы успокоить ту 4-летнюю девочку. Сейчас у клиентки его нет.
А что есть? Есть несметное количество чёрных камней в груди как символ тревожности вообще и результат ежедневных частых разговоров с мамой. О чём могут быть такие разговоры?
Спрашиваю:
- Вы с мамой осуждаете других людей в своих беседах?
- Да.
Такое обычное женское общение.
Спрашиваю:
- Хочешь к маме на ручки?
- Да.
- А ты понимаешь, что у маленького ребёнка не может быть своих детей?
- Да.
- Смотри, у тебя сейчас появился выбор, к маме на ручки или собственные жизненные перспективы. Что ты выбираешь?
Замешательство, не может выбрать свои собственные перспективы, хочет к маме на ручки.
- Я психолог, ты клиент. Я уважаю твой выбор, он такой, какой есть, это не хорошо и не плохо. Он твой, и теперь он сознательный. До этой сессии он был бессознательный, а теперь сознательный, всё.
- Нет, я так не хочу. Что мне нужно сделать?
Делаем соответствующую технику, которую до этого осознания клиентка выполнить не могла: получает благословение матери на собственную жизнь.
Детская часть исцеляется: девочка 4-х лет теперь спокойно заявляет: «Я сама»
Интегрируем исцелённую часть личности для обретения целостности.
Стало легко дышать, камни исчезли, в теле появилась лёгкость и ощущение спокойствия.
В этой статье нет описания реальной сессии. В ней приведён анализ основных взаимосвязей и следствий, возникающих при взаимном гиперконтроле матери и взрослого ребёнка, с приведением в пример моментов диалога из практики, освещающих суть феномена как такового, последовательность тоже изменена. На сессии проводится работа гораздо более объёмная и многогранная. И ресурсов активируется гораздо больше, и осознаний делается тоже больше, и коррекция проводится более всесторонняя. Но несмотря на это, это только базовый и самый первоначальный этап в работе по запросу в связи с тревожностью в частности.
Итоговыми эффектами работы, доведённой до логического конца, становится обретение здоровья и возможности полноценно проживать собственную судьбу.
Автор: Цыбина Наталья Алексеевна
Психолог, Гипнотерапия Психосоматика
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru