Продолжая тему полярностей, обратимся к процессу того, а как приближаться к тем своим частям, которые условно мы сами (под давлением родительских сценариев или общественных) считаем «плохими» и «не приемлемыми», а тиной раз даже пугающими.
Для начала важно осознать вот что:
- если я не в контакте со своей «теневой» часть (гнев, раздражение, обида, как примеры), то, когда они все же проявятся, они будут чрезмерно экспрессивны; их сила будет в накопленной энергии в той части полярности, в которую я их запихнул;
- так же и в другую сторону, когда я могу быть в контакте со своей условно недобротой и растягиваю ее, то, когда придет доброта, она будет более наполненной и осмысленной;
Если человек не будет позволять себе разным, то те его части, которые кажутся ему «приемлемыми» станут нарочито раздутыми; словно человек переигрывает в доброте, благородстве, всепрощении. Это даже может стать чем-то извращенным, например, когда человек всегда добр, он может не суметь жестко отстоять свои границы.
Или же если мужчина, например, не в контакте со своей женственной частью (не брызжете слюной, в каждом из нас есть оба начала – женские и мужские), то его мужественность может стать сверх преувеличенной, что в свою очередь может привести к излишней жесткости.
Если позволять себе быть неудобным, обидчивым, грустным, раздраженным или злым, это не будет означать, что другие качества и стороны утрачиваются. Напротив, все части станут более проявленными и полными. Если я буду разрешать себе обижаться, когда я действительно обижен, я сумею прощать не из формальности, а из понимания. Когда я грустен и не боюсь этого показывать близким, я смогу радоваться искренне, когда мне будет радостно.
В общем мысль довольно проста: когда я позволяю быть какой-то своей части в одной полярности – почти автоматически увеличивается и та другая часть, в другой полярности.
Для того чтобы лучше себя познать в той или иной части, человек сам должен поместить (погрузиться) в ту полярность, в которой живут эти части. Для начала осознать и выбрать ту часть, от которой человек чаще всего отказывается. Затем важно вступить с ней в контакт. Затем ее можно посадить на диван/стул и познакомиться по ближе. Можно представить себя же сидящего напротив, но обиженного (или иного такого, которого человек сторонится и держит в полярности неодобрения). Какой он-я, когда обижен? Как бы он-я выразил эту обиду? Каковы его-мои страхи о том, что будет если обиду выражать, а не «спускать все всегда на тормозах»? Как я сам поступаю с собой, когда я же не позволяю себе обижаться? Если человек примет себя таким и отнесется к этой части себя с добротой, то ему не придется больше ее прятать или бояться. Он сможет отнестись к ней с интересом и уважением.
А если есть опасения того, что, обидевшись (разозлившись, раздражившись и так далее) человек таковым и останется (ведь он привык быть всегда в другой полярности) не стоит волноваться. Если в своей обиде человек признает свои границы и их отстаивание (забота о себе), то и сам в отношении других будет проявлять более глубокую заботу.
Проще говоря, всегда добрый и всё прощающий человек может не быть в контакте со своим гневом, болью или обидой, которую ему причинили. Будучи всегда добрым и одобряющим ему очень трудно принять свою ярость. Тогда он выбирает быть самым лучшим и добрым человеком для других чем кто-либо и когда-либо был для него. Быть злым или обидчивым ему кажется не выносимым.
Познакомившись и приняв свои разные стороны, человек сам сможет решать, как, когда и насколько давать им (а значит и себе) быть и проявляться, пир этом признавая такое и за другими людьми.
Автор: Алексей Ермолов
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru