В Советском Союзе к моменту его распада стояли на вооружении 7 авианосцев – авианесущих крейсеров. Из них сохранился в России только один. Возможно, что вы знаете, как он называется. Этот военный корабль носит имя прославленного человека, которого даже иногда называют «советским Ушаковым». Авианосец назван именем адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Судьба у этого человека была непростой. И со Сталиным он не всегда сходился во мнениях. Казалось бы, с Хрущевым, который развенчивал культ личности Сталина, всё должно было быть в полном порядке. Но нет. Никита Сергеевич нашел повод, чтобы снять с должности министра ВМФ Кузнецова.
Не буду рассказывать подробно. У меня про Николая Герасимовича Кузнецова есть отдельная статья.
Продолжим про авианосцы.
«Киев»
Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» вошел в состав советского Военно-морского флота в 1975 году. На нем разместили 12 самолетов «Як-38», а также дюжину вертолетов «Ка-25» и «Ка-27».
Корабль исправно нёс службу до 1993 года. Был в Средиземном море, в Атлантике. Но в 1993 военные приняли решение прекратить эксплуатацию «Киева», потому что корабль нужно было ремонтировать, а средств на это не было.
На корабле хорошо заработали некие лица, данные о которых не раскрываются. Они приобрели «Киев» за 1,6 млн. долларов. Позже корабль был продан за 8,2 млн. американских денег правительству Китайской Народной Республики.
В 2000 году «Киев» был отбуксирован в порт города Тяньцзинь. Корабль стал частью тематического парка «Бинхай». Чудны дела! Был военный корабль, а стал частью парка развлечений.
В 2011 году из «Киева» сделали гостиницу.
«Минск»
Почти аналогично сложилась судьба этого авианесущего крейсера. В том же 1993 году было принято решение о прекращении его эксплуатации. Корабль был отправлен в Южную Корею. Но корейцы не собирались оставлять его себе. Продали Китаю. И «Минск» стал тоже тематическим парком. Причем не частью парка, а самодостаточным объектом, который китайцы назвали Minsk World.
«Новороссийск»
Если «Киев» и «Минск» «реинкарнировались» и стали приносить радость жителям Китая, гостям Поднебесной, то судьба тяжелого авианесущего крейсера «Новороссийск» сложилась куда печальнее.
В 1994 году его перестали использовать в качестве военного корабля. Крейсер отправили в КНР, за корабль получили 4,3 млн. долларов – не так уж много. Для государства это не слишком большие деньги. Хотя для России 90-х да, сумма приличная. Но выше я указывала, что «Киев» смогли продать за 8,2 млн.
«Новороссийск» сразу распилили на металл.
«Ульяновск»
Этот авианесущий крейсер так и не встал в строй. Работу над ним завершали, когда распался Советский Союз. Российское правительство приняло решение о том, что крейсер «Ульяновск» нужно распилить на металл.
«Баку»
У этого крейсера интересная судьба. Во-первых, в 1990 году его переименовали в «Адмирала Горшкова». Во-вторых, в 2000 году крейсер продали в Индию. Азиаты даже не думали пилить его на металл или устраивать тематический парк. Корабль переименовали в «Викрамадитья», переоснастили и стали использовать в военных целях.
«Варяг»
«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… Стоило ли называть новый крейсер громким старым именем?
Крейсер «Варяг» строили в украинском городе Николаеве. Когда СССР развалился, то корабль был готов на 62%. Российской и украинской сторонам пришлось договариваться. Решили, что «Варяг» останется у независимой Украины.
Однако соседи Российской Федерации не обладали достаточной суммой денег, чтобы достроить корабль. Украинцы за 25 млн. долларов продали «Варяг» Китаю. В Поднебесной хотели сначала распилить корабль на металл, но потом посчитали, что можно его достроить и включить в состав флота КНР. «Варяг» получил новое имя – «Ляонин».
Таким образом, двум советским авианесущим крейсерам посчастливилось еще послужить. Причем в странах, которые относительно неплохо относятся к Российской Федерации.
Часть кораблей сразу же «сдали в металлолом». А некоторые «переродились» и стали тематическими парками (их частями).
Кораблестроение – важное направление, в котором нельзя сдавать позиции. Про Никиту Хрущева я немного писала в этой статье. Так вот: генсек считал, что ставку нужно делать исключительно на подводные лодки. На самом деле флот, естественно, требует комплексного развития.