В 2019 году, еще до короны, когда Валентину было всего три годика, я повела его в русские развивашки. Там мы познакомились с воспитательницей, Еленой Ивановной Эркасап, работа и личность которой настолько заинтересовали меня, что я попросила ее дать мне интервью. Вот что из этого получилось:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ: ТВОРЧЕСТВО
Елена Ивановна Эркасап — воспитательница русскоязычного детского центра в Цюрихе. А еще — удивительная, творческая, артистичная, состоявшаяся во всех аспектах женщина. Мама троих детей, педагог по образованию, актриса и коллекционер по призванию, она создала интерактивный театральный проект “Жила-была сказка”.
— О чем я могу рассказать, так это о своем театральном проекте «Жила-была сказка». Это интерактивные кукольные постановки. Что делаю я с этими сказками? Читаю произведение, выуживаю оттуда главную мысль и работаю с ней; выстраиваю игры, чтобы эта мысль повторялась и повторялась и повторялась. Иногда это идет в ущерб сюжету, ведь сюжет сам по себе — не главное. Была, например, у нас сказка «Морозко», и сюжетную линию я не очень продвигала, потому что для меня было важно дать понятие хорошего и плохого. Понятие, что такое “труженица” и что такое “ленивица”. Детям, которым по четыре-пять лет, словами это объяснить трудно, гораздо легче через их личный опыт. В этом помогают игры. Так, в "Морозко" я выстроила несколько игр. Настенька у меня была не кукла, а моя помощница. Я подготовила избу, где нужно было, во-первых, убрать, во-вторых, накрыть на стол (самовар, чайный сервиз), истопить печку и испечь пирожки. И дети должны были во всем помогать: им нужно понимать, что Настенька делает, какая у нее работа, какие обязанности. И на этом фоне потом встает Марфушка.
— А Марфушка уже кукла?
— Да, Марфушка уже кукла. Вот она просыпается: «Это я не хочу, это не буду, пирожки эти с капустой не хочу! Хочу сладкие, с вареньем!». Дети опять встают, идут, им уже, может, и не хочется, а надо. И тогда поневоле проходит у них такое: «Гхм-хм!»
— Изнутри они чувствуют отношение к этой Марфушке (смеясь).
— Да, да! И если ты это эмоционально прочувствуешь, тогда это наверно где-то и осядет. И они злятся не на меня, что я их заставляю, а на героя. Это важно: привязать эмоцию к герою сказки. Не сюжет важен! В каждой сказке есть что-то такое, на чем детям можно показать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И эти понятия всегда актуальны. Это мое личное убеждение.
Как все начиналось
— Как вы пришли к этому проекту?
— Мы с мужем живем в Швейцарии уже четверть века, у нас трое детей. Сказки я им не показывала, но я им рассказывала. Для меня это почему-то было очень важно: научить их чувствовать, думать, читать по-русски. Потому что в чужой стране ты, образно говоря, морковка без хвостика. Ты один, и хочется кусочек своей души вложить в ребенка. Мой муж работал, учился, строил карьеру. Я сидела с детьми, занималась с ними: научила их читать, писать, обучала их музыке.
Сказки? Сперва, наверное, пришла любовь к куклам, таким интересным. Даже не любовь, а скорее, любопытство и желание их иметь. Я не могу сказать, что с детства не доиграла: вроде бы и игрушки были, и куклы были, и не было такого, чтобы они мне по ночам снились. Но когда я приехала сюда, и потом мы начали путешествовать, я почему-то обращала внимание на куклы. Мой муж люстры любил… У кого что, а у меня — куклы. И вот я покупала, где возможно, искала интересные вещи. Не то, чтобы целенаправленно искала, а… Проходишь мимо витрины, смотришь — о, интересное что-то, необычное! Так что, сначала появились куклы, а потом уже захотелось что-то с ними делать. Не просто смотреть на них, а как-то их одушевлять, обыгрывать.
Так я начала работать с русскими детьми в Швейцарии. Сначала я работала воспитателем два года. У каждого своя фишка: у кого-то музыка, у кого-то пение, а у меня — вот эти сказки. Мне нравится, я могу лапти на ходу сплести, мне это легко. Раз — и придумала! Вот так и началось — со сказки. Потом я попробовала в Цюрих. Когда я позвонила и рассказала про свои кукольные постановки, они заинтересовались и пригласили меня показать. Я показала одну из наработок. И так пошло-поехало. Так что, началось все именно со сказки — театрального проекта.
Work-life balance
— Как вам удается сочетать работу и дом?
— Мне нравится, что к занятию надо готовиться. Я с ним живу какие-то дни. Плюс, когда ты пишешь план, это все структурно, логично, и мысли в этом направлении тоже структурны и логичны, тогда и твоя повседневная жизнь так же выстраивается. Это уже начинает выходить за рамки твоей работы.
— Хватает ли сил, любви, энергии на семью?
— Хватает, потому что по-другому к этому относишься. Начинаешь понимать, что не можешь быть везде и вникнуть во все, поэтому выбираешь только то, что в твоих силах. Чувствуешь, где уже достаточно, а где ты еще можешь помочь. Ты уже начинаешь ощущать эту грань. Это помогает мудрее, адекватнее относиться к детям. Не оставлять без внимания их вопросы, проблемы, но и не требовать от них невозможного. Я научилась рациональнее использовать время, проводимое с детьми. Я понимаю, что недостатки есть у всех: и у меня тоже, и у детей. Я их просто буду принимать.
По велению души...
— Игрушки я до сих пор ищу везде, где только можно. Мне не нравятся игрушки в больших магазинах. Почему? Потому что глобализация затронула и игрушки. Если я возьму, например, медведя, зайца и собаку, то они очень похожи друг на друга. Только размер ушей отличается. И мордашки у них невыразительные, какие-то все одинаковые. Мне такое не нравится. Мне нравится, когда медведь — это медведь, собака — это собака, а заяц — это заяц. Безликая мягкая игрушка, ну… как подушка. Или не поймешь, это оно, он, она? То ли это феминин, то ли маскулин — что это вообще? Когда род непонятен, мне не нравится. Может, я отстала от моды. Я не категорична в отношении всего нового, но… Есть понятие — штучный товар и массовый, к массовому просто не лежит душа.
— В конце каждого занятия вы показываете сказку. В одной из сказок был домик — очень необычный, валяный.
— Да, это баба на чайник. У меня еще очень классный домик есть — прямо с лужком вокруг, бревна, дверцы, ставни, крыша, труба. Он большой, с одной стороны закрытый, а с другой стороны в разрезе, чтобы там действо какое-то происходило. Очень интересные игрушки, такие по-настоящему западают в душу, запоминаются.
— У вас есть любимая игрушка?
— У меня есть кукла — одна из моих любимых, я ее в Америке покупала: такая большая, из «Волшебника Изумрудного города» (там был король или царь летучих обезьян, — так вот он). Замечательная обезьяна — фарфоровая, красивая. Желание иметь эту обезьяну было огромным! И хотя мне пока еще не довелось ее использовать, я счастлива, что она у меня есть. Почему-то, завали меня Армани или чем-то еще, я откажусь: я хочу вот эту обезьяну. Я не знаю, это что-то… это не ко мне, это… (взгляд вверх)
— …душа ведет.
Вот такая она, Елена Ивановна: увлеченная, творческая, скромная и немного застенчивая. Хорошо, когда рядом с нашими детьми оказываются такие люди. Они, как надежные проводники, бережно и мудро ведут детей в реальную жизнь.