Найти в Дзене

Иван Айвазовский: почему его работы стоят дороже, чем любая другая русская живопись

В феодосийской галерее Айвазовского часто можно увидеть работающих художников. Они копируют работы мариниста. Но даже самые талантливые копии не в состоянии повторить главное. На полотнах Ивана Константиновича Айвазовского море — живое. Всегда.

Адмирал русской живописи - Айвазовский
Адмирал русской живописи - Айвазовский

Время идет, представление о роскоши меняется, но картины Айвазовского, как и прежде, востребованы и стоят дороже, чем любая другая русская живопись.

Цена на них рассчитывается, как на отрезы ткани, по длинному краю. Стоимость одного сантиметра «Айваза» (выражаясь языком коллекционеров) год от года колеблется между 2 и 7 тысячами долларов. Почему?

Когда «Неаполитанский залив в лунную ночь» выставлялся за границей, журналисты и критики заглядывали за раму картины в поисках искусственной подсветки лунной дорожки.

«Неаполитанский залив в лунную ночь»
«Неаполитанский залив в лунную ночь»

Ничего подобного не обнаружив, удивленно вглядывались в полотно с расстояния десяти сантиметров — и видели всего лишь цепочку контрастно положенных мазков белил. Как этого смог добиться гениальный маринист - неизвестно никому. Но это было позже.

А началось все, как в романах, со счастливого случая. Старая Феодосия. Бедный армянский мальчик Ованес Гайвазян рисует углем корабль на фонарном столбе, а мимо проезжает градоначальник. Испуганный подросток дает стрекача. И вдруг! чиновник застывает перед испорченным столбом в изумлении: «Чье дитя так рисует?»

Отец мальчика, Константин Гайвазовский (Гайвазян) - был старостой феодосийского рынка. Но его дела серьезно пошатнулись, и семья едва сводила концы с концами.

Поэтому Иван поселился в доме градоначальника и начал посещать симферопольскую гимназию.

В 13 лет его новая благодетельница, госпожа Нарышкина, написала в Петербург своему другу, художнику Тончи:

«Примите его под свое покровительство… Он похож на Рафаэля и с его же прекрасным выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России...»

К письму был приложен рисунок юноши.

Море
Море

Началась бюрократическая переписка. Абитуриенты академии должны были уметь изображать обнаженную натуру и чертить архитектурные проекты. А Иван рисовал море и корабли… В конце концов:

«Государь император высочайше повелеть изволил: 13-летнего сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером Его Величества и привезти сюда на казенный счет».

Армянский мальчик из Феодосии очень скоро догнал и перегнал академически подготовленных однокашников. Но остался верен своей главной теме творчества — морю. На картинах мастера стояла подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Лишь в 1841 году художник изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Талантливого студента Академия художеств отправила на практику в Италию. Чтобы привезти новые картины, свежие впечатления, отточенное мастерство. Айвазовский ко всему этому прихватил всемирное признание и славу.

А в Европу художник принес… хаос. Да-да! Однажды Папа Римский увидел картину Айвазовского «Хаос. Сотворение мира». Он так ею проникся, что пожелал купить произведение, но художник преподнес понтифику свою работу в подарок.

«Хаос. Сотворение мира» Фрагмент.
«Хаос. Сотворение мира» Фрагмент.

Этот щедрый жест оценили, и имя Айвазовского прогремело уже на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу:

«Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».

Выставки картин мариниста победительной волной прокатились по Европе. Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены в Лувре.

В 2012 году аукционный дом Sotheby’s продал картину «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Итак, в 27 лет он стал академиком Петербургской академии художеств и пяти европейских академий. Айвазовский был богат и знаменит. И мог позволить себе поселиться в любом уголке земного шара.

 «Вид Константинополя и Босфорского залива»
«Вид Константинополя и Босфорского залива»

Но он вернулся в Феодосию. Чтобы строить себе у моря особняк в стиле итальянских ренессансных вилл. А также благоустраивать родной город:

  • строительство железной дороги,
  • реконструкция морского торгового порта,
  • основание археологического музея
  • открытие первой публичной библиотеки.
  • проектирование концертного зала, водопровода и др.

Феодосию настоящим городом сделал именно Айвазовский. В благодарность ее жители поставили памятник, известный как «фонтан Айвазовского». С надписью: «Доброму гению». Не из этой ли любви он черпал свое вдохновение?

Живя в маленьком приморском городке, художник не любил светских мероприятий. Но если уж устраивал приемы, то удивлял гостей на полную катушку.

Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», зелень «Капри», пунш «Везувий», шампанское «От штиля к урагану». Вместо заводских на бутылки с шампанским наклеивались новые - с изображением бурлящей морской стихии.

И все это время он писал картины. Кисти Айвазовского принадлежит более шести тысяч полотен. Помните его знаменитый «Девятый вал»? Глядя на эту картину у меня всегда замирало сердце.

«Девятый вал».
«Девятый вал».

Потому что здесь не видно ужаса катастрофы, зато есть величавая красота и сила моря. Какими деньгами это можно оценить?

Будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский написал множество батальных полотен, прославляющих победы российского флота. Одну из таких картин "Десант отряда в долине Субаши" приобрел император Николай I.

"Десант отряда в долине Субаши"
"Десант отряда в долине Субаши"

Живописец моря умер внезапно ночью. Его последняя незаконченная картина так и осталась на мольберте.

Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Картинная галерея Айвазовского в Феодосии
Картинная галерея Айвазовского в Феодосии

И еще одна цитата, высеченная в камне; на этот раз при входе в галерею Айвазовского. Это выписка из духовного завещания художника:

«... в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...»