Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным, ведь речь является одной из важных составляющих жизни человека. Основы пользования речью, ее развитие приходятся на ранний период детства, и перед маленьким ребенком стоит важная задача — овладеть этим искусством.
Мы попросили учителя-логопеда дошкольного отделения и начальной школы гимназии Сколково Анастасию Юркову рассказать об особенностях речевого развития детей.
К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами и уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться.
В два года ребенок начинает говорить, появляются первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай». В три года начинается новый этап в развитии речи ребенка — появление первых простых фраз.
В ситуации, когда у малыша 2—2,5 лет отсутствует активная речь, перед педагогами и родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Несмотря на разные мнения по поводу ранней логопедической помощи ребенку, чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи ребенка и чем раньше ему будет оказана помощь, тем эффективнее она будет. Мы, логопеды, не столько исправляем речь малышей, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления.
К логопеду необходимо обратиться за помощью, если у вашего малыша вы заметили хотя бы один признак из перечисленных ниже:
- ребенок не понимает простых просьб;
- ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ;
- ребенок не произносит никаких звуков, молчит или мычит;
- ребенок неохотно повторяет за вами слова, которые он слышит;
- у ребенка появляются слова, но он не использует их для общения;
- ребенок всё понимает, говорить не хочет, общается жестами;
- когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», он молчит или уходит, как будто вас не слышал;
- не выговаривает звуки [Б, П, М, Н, Т, Д, К, Г, В, Ф, Х].