Найти тему

Особенности речевого развития детей

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным, ведь речь является одной из важных составляющих жизни человека. Основы пользования речью, ее развитие приходятся на ранний период детства, и перед маленьким ребенком стоит важная задача — овладеть этим искусством.

Мы попросили учителя-логопеда дошкольного отделения и начальной школы гимназии Сколково Анастасию Юркову рассказать об особенностях речевого развития детей.

Анастасия Юркова, учитель-логопед дошкольного отделения и начальной школы гимназии Сколково. Фото: Международная гимназия Сколково.
Анастасия Юркова, учитель-логопед дошкольного отделения и начальной школы гимназии Сколково. Фото: Международная гимназия Сколково.

К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами и уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться.

В два года ребенок начинает говорить, появляются первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай». В три года начинается новый этап в развитии речи ребенка — появление первых простых фраз.

Анастасия проводит занятие. Фото: Международная гимназия Сколково.
Анастасия проводит занятие. Фото: Международная гимназия Сколково.

В ситуации, когда у малыша 2—2,5 лет отсутствует активная речь, перед педагогами и родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Несмотря на разные мнения по поводу ранней логопедической помощи ребенку, чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи ребенка и чем раньше ему будет оказана помощь, тем эффективнее она будет. Мы, логопеды, не столько исправляем речь малышей, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления.

К логопеду необходимо обратиться за помощью, если у вашего малыша вы заметили хотя бы один признак из перечисленных ниже:

  • ребенок не понимает простых просьб;
  • ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ;
  • ребенок не произносит никаких звуков, молчит или мычит;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова, которые он слышит;
  • у ребенка появляются слова, но он не использует их для общения;
  • ребенок всё понимает, говорить не хочет, общается жестами;
  • когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», он молчит или уходит, как будто вас не слышал;
  • не выговаривает звуки [Б, П, М, Н, Т, Д, К, Г, В, Ф, Х].