Найти тему

Арбатская, которой нет

Все мы, хотя бы раз , были на ст.Арбатская в Московском метро. Да, их две, они на разных линиях , и они открылись для пассажиров в разное время. Между ними , чуть больше пятнадцати лет.

Но сегодня не про это.

Открыта ст Арбатская ( Арбатско-Покровская линия) 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская».

Речь сегодня, про нее.

Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР .

Длина подземного зала 220 метров. Это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». Глубина залегания составляет 41 метр. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.

Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен портрет И. В. Сталина в полный рост, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства. Художник, по одной из версий, просил оставить ему на память фрагмент, но увы, ему было отказано.

портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко
портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко

Если вы встанете на Арбатской в центре зала, то это величественная , белоснежная, парадная станция. Много лепнины, бронзовые решетки на сводах. Два ряда бронзовых люстр. Люстры над путями. Ажурные вентиляционные решетки. Когда-то , в медальонах , в арках, так же были установлены бронзовые бра. Все это, единое целое. Каждый элемент продуман.

В оформлении станции использованы декоративные элементы в стиле барокко.

Художник Павел Дмитриевич Корин ,работал над пятью станциями московского метрополитена. Он же и участвовал в оформлении Арбатской. Именно его мозаики мы каждый день видим на «Комсомольской кольцевой», «Смоленской» и «Павелецкой», а витражи — на «Новослободской». Представляете, как могла бы выглядеть «Арбатская», если бы Корину разрешили завершить работу над проектом?

Корин для станции , изготовил макеты на тему «Становление Руси». Он изобразил портреты Юрия Долгорукого, Ивана Третьего, Дмитрия Донского, Александра Невского, Сталина и других. На некоторых мозаиках Корин решил изобразить не людей, а воинские эмблемы и оружие. Всего было запланировано 25 панно.

«Сделано мною для этой станции 40 эскизов. Четыре раза меняли тему. Три первых варианта были забракованы. Да и этот, кажется, тоже».

— Павел Корин

эскиз мозайки
эскиз мозайки

-3

-4

-5

В 1961 году, после XXII съезда КПСС, Корина попросили переработать некоторые эскизы для «Арбатской». Но задумки для «Арбатской» так и не были воплощены. Как позднее писал Павел Дмитриевич, «общими усилиями эти эскизы были провалены».

П.Корин возродил интерес и к витражам. В интервью журналу «Огонек» Павел Дмитриевич вспоминал, что специально для работы над витражами «Новослободской» в Риге «воссоздали старинную витражную мастерскую, собрали старых мастеров-витражистов, художников Э. Вейланд, Я. Бине, А. Лилиенталь.

А сейчас, после прочитанного, когда будете на Арбатской, не бегите. А пройдитесь спокойно. Поднимите голову вверх. В Сводах арок, увидите большие овальные медальоны. И представьте на миг, что в них, могла быть мозайка. Как? Представили? И станция , заиграла по новому. Но, это , только мечты...

А кто сказал , что нельзя мечтать и представлять?

вот такая история