Найти тему

Почему трудно строить отношения. Случай из практики.

Многие люди испытывают сложности в построении отношений. Это могут быть отношения между мужем и женой, отношения в коллективе, с друзьями. С таким запросом они приходят к психологу. В процессе распроса выясняется, что такая ситуация была всегда, с момента, когда они себя помнят – детский сад, школа и т.д.

Работая с клиентом, мы постепенно уходим в его детские воспоминания, которые бывают чрезвычайно болезненны. Так выясняется, что контакты, которые не складываются у человека в настоящем имеют свои истоки в ранних взаимоотношениях, где они сформировались. Такая концепция получила название теория объектных отношений.

Теория объектных отношений изучает формирование психики в результате взаимодействия личности с другими людьми и окружающим миром. Когда ребенок рождается он попадает в мир, где его встречают другие и ребенку предстоит вступить с ними во взаимоотношения. Сначала он использует для этого крик, сигналя таким образом о своих основных потребностях, таких как питание, сон, тактильный контакт. Это то, что обеспечивает его выживание в новых условиях.

И то, как его потребности удовлетворялись и будет основанием формирования у ребенка того или иного типа привязанности.

Далее младенец демонстрирует активный поиск социального взаимодействия и это очень важный этап, который будет способствовать развитию привязанности. Ребенок улыбается матери, видя ее взгляд и слыша ее голос. Формируются самые ранние представления о собственном Я и объекте. Если мать обеспечивала недостаточную заботу, вела себя непредсказуемо, то в будущем это может проявиться в том, как человек будет справляться с тревожностью.

Примерно в 4-5 месяцев ребенок все больше проявляет интерес к окружающему миру, что ведет за собой попытку разрыва физической связи с матерью. Но она все равно еще служит для него опорой и важно ее нахождение рядом. Визуального и слухового контакта уже достаточно, чтобы сохранять базовое доверие. Это может быть мгновенное, кратковременное взаимодействие, но ребенок понимает, что свои аффективные реакции он может разделить с кем-то еще.

Далее ребенок все больше может проводить времени без матери, так как у него уже сформирован ее образ, которого достаточно для поддержания его благополучия на какое-то время. Позитивные образы матери берут на себя функцию успокоения. Но длительное отсутствие матери может быть вредоносным и проиграться в будущем.

От того как протекали изложенные выше этапы будет зависеть какой тип привязанности сформировался у ребенка, а это определяет его дальнейшие построения отношений с другими людьми.

-2

На прием пришла женщина 42 лет с запросом на плохие отношения с мужем, отсутствие взаимопонимания. Они практически не разговаривают. Сексуальные отношения отсутствуют длительный период. Последние два года присоединились соматические симптомы в виде приступов мигрени.

Из дальнейшего рассказа выяснилось, что клиентка второй ребенок в семье. Есть еще брат, который на 16 лет ее старше. Клиентку мать родила в 48 лет. В подростковом возрасте женщина узнала от матери о том, что та хотела сделать аборт, но опоздала по срокам. В тоже время отец девочки хотел ребенка.

В детстве основное внимание уделялось старшему брату. Девочка часто оставалась одна или с бабушкой. Отец страдал алкоголизмом, и девочка часто наблюдала скандалы, которые сопровождались криками матери, которые ее пугали. Клиентка испытывает затруднения при воспоминании чего-то позитивного из своего детства. В садит не ходила, находилась дома с бабушкой. В школе отношения складывались сложно, нередко были насмешки одноклассников. Лето девочка проводила на даче с бабушкой, где всегда с нетерпением ждала приезда матери.

Мать часто обзывала ребенка. Рассказывая это, клиентка плачет, говорит, что испытывает сильную обиду на мать за это.

В процессе дальнейшего анализа можно было прийти к выводу, что имели место нарушения объектных отношений в раннем детстве, которые выражались в сильной психологической зависимости от матери. Терапия длилась почти год и была направлена на поиск ресурса, проработку тяжелых чувств и эмоций, работу с внутренним ребенком. Использовались методы арт-терапии, эмоционально-образной терапии, КПТ.

Постепенно появлялась ответственность за свою жизнь и происходила сепарация от матери. Женщина стала чувствовать уверенность в своих силах, устроилась на работу. Было принято решение о разводе с мужем (муж отказался от консультирования). Исчезла мигрень. На момент последней встречи эмоциональное состояние было достаточно ровным.

Приведенный случай хорошо демонстрирует важность вовремя происходящей сепарации от матери и, что может произойти, если этого не было.

Подписывайтесь на мой канал, а я буду еще больше писать для вас интересных и полезных статей.

Записаться на консультацию можно по телефону:

+7(981)950-92-62 (WhatsApp, Telegram, сообщение, звонок).

Ваш психолог - Людмила Алаторцева.