Найти тему
Абзац

Ивана валяют: что не так с русским фильмом, победившим в Палермо

Драма Глеба Панфилова «Иван Денисович» взяла главный приз на кинофестивале. Снята по мотивам повести Солженицына.

Автор Михаил Дряшин

Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»
Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»

Настораживают даже не бурные восторги западной публики, не сами награды тогда, когда нас отовсюду выперли. Тут как раз всё понятно: звериная сущность кремлёвского режима – как такое не премировать сейчас. Печалит другое.

Филипп Янковский сказал ещё в 2021 году: я, дескать, Панфилова знаю давно, и он не конъюнктурщик. Меж тем премьера за рубежом кричит об обратном: кому творение предназначено, на чей отклик рассчитано.

Понимал Янковский прекрасно, что сняли для западного фестиваля. Отбивался загодя от нападок, вполне очевидных. После кончаловского расстрела в Новочеркасске, после «Дылды» и ещё чего-то свежего об оскале советского тоталитаризма, что охранительное моё подсознание вытеснило так, что не вспомнить.

Не на «Оскар», так может, хоть в Локарно прокатит, мечтали создатели. Классика сталинского хоррора как-никак. Всегда ж катило.

Однако Локарно тогда ожиданий не оправдал. Чтоб неполживцы не плакали, вручили им в январе утешительного «Золотого орла» на родине, а потом грянула военная кампания и все о ленте благополучно забыли. Все да не все.

Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»
Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»

Первым проснулся Палермо. Полагаю, отныне понесётся Денисыч по фестивальным кочкам.

Мне довелось во время работы с проектом «Память народа» и ему подобными достаточно плотно столкнуться с архивными документами по фильтрационным лагерям. Подавляющая часть бывших военнопленных после двухмесячной, что ли (точно не вспомню, данные открыты), проверки отправлялась обратно на фронт или по состоянию здоровья – в тыл с восстановлением званий и возвращением наград. И лишь малая, меньше десяти процентов, если, опять же, не изменяет память, передавалась компетентным органам, ибо вызывала у тех вопросы. Вопросы эти, понятно, были недобрыми и докучливыми. И доля ждала этих людей – тоже, кстати, не всех – злая, а кого-то – лютая. И для кого-то из них – несправедливая.

Иван Денисович Шухов – образ совсем не типический. Это не «один день одного зэка», как первоначально хотел назвать опус автор, а один день одного особого зэка. Скажем так: зэка, которому очень сильно не повезло.

Глеб Панфилов же ещё и досочинил историю за Солженицына, усилив означенную линию. Предполагаю, помимо тезы «полстраны сидело, а полстраны охраняло» в оттепельной голове постановщика накрепко засел такой же штамп: дескать, наши пленные из немецких лагерей стройными колоннами перемещались в сталинские и получали по семь-десять лет.

Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»
Кадр из фильма «Иван Денисович» (2021) / Телеканал «РОССИЯ 1»

Бытовало в хрущёвско-брежневские времена такое поверье, даже у Вампилова в «Прошлом лете в Чулимске» персонаж выведен с характерной биографией. Верование это сродни «Сталин Кирова убил в коридорчике» – факты хоть и имели место, но были пусть многочисленным, но исключением.

Патриарх-постановщик, однако, то ли живёт мифами своей молодости, то ли и вправду конъюнктурщик. Янковский вот утверждает, что нет. Значит, мифами.

А был ведь бесподобен когда-то по молодости, одно только «В огне брода нет» чего стоит. Да и Жанна д’Арк в воплощении Чуриковой, да и «Валентина», оттуда в том числе позаимствована история об отсидевшем безвинно пленном.

Впрочем, чего по Панфилову убиваться? Что было, то прошло.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.