В 2022-м было заморожено несколько крупных инициатив, которые Россия и Финляндия планировали совместно реализовать в течение ближайших нескольких лет. Относится это и к автодороге, которая должна была соединить Выборг и Лапеенранту через пункт пропуска «Брусничное». К марту текущего года успели провести изыскания и подготовить некоторые документы.
Предполагалось, что предварительные мероприятия завершат в 2023-м, после чего проект направят на согласование в профильное учреждение. На данном этапе 80% затрат (около €800 тыс.) компенсировалось бы за счет гранта Евросоюза; оставшаяся часть — российские бюджетные средства.
Будущая трасса должна была заменить дорогу, идущую вдоль Сайменского канала, которую построили еще в 1960-х для обслуживания гидротехнического сооружения. Ее финны арендуют у Москвы до 2062 года. Но она давно не отвечает современным требованиям безопасности. К тому же из-за низкой пропускной способности на ней часто образуются пробки.
Вопрос новой трассы активно обсуждался еще в 1990-х. В то время даже успели согласовать предварительную трассировку и подготовить ТЭО проекта. Но дело дальше не двинулось. Серьезные подвижки в этом направлении начались в 2017-м. А на следующий год по заказу европейцев АО «Петербург-Дорсервис» разработало предпроектную документацию, на что было потрачено €200 тыс. Отмечалось, что двухполосная трасса протяженностью почти 20 км пройдет до МАПП «Брусничное» от 152-го км А-181 «Скандинавия» (Обход Выборга). Новый маршрут пролегал бы чуть западнее действующего.
В дальнейшем не исключалась возможность расширения проезжей части до четырех полос. В министерстве транспорта Финляндии тогда подчеркивали, что надеются на скорейшее воплощение этой инициативы. Реализация проекта на российской стороне оценивалась примерно в 9,5 млрд руб.
Через два года стало известно, что большую часть проектных работ оплатит ЕС в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия». А все необходимые документы подготовят в течение трех лет. Помимо автотрассы перед пунктом пропуска предусматривалось создание велодорожки, а также зоны ожидания для автомобилей.
Однако уже в марте 2022-го Европейская комиссия, спонсировавшая проект, решила его заморозить, в связи с чем все работы в этом направлении были приостановлены. А через пять месяцев российской стороне (Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти) направили уведомление о расторжении контракта.