Найти в Дзене
Провинциальные хроники

«Больная» тема – почему учителя боятся брать больничные

Здравствуйте, дорогие читатели! Никто не станет спорить, что учителя имеют право на больничный. Право имеют, но пользуются им нечасто. Почему? Причины есть.

Замену порой найти трудно или просто невозможно, учеников оставить без объяснения нового материала не хочется – как потом нагонять? Да и директор будет недоволен.

Помню себя – на больничный уходила только в крайнем случае. Всегда были какие-то неотложные дела – то вечер, за который отвечаю, на носу. То к срезу знаний нужно детей готовить.

То конкурсы, то олимпиады, то аттестация – и вечно понимаешь, что это же тебе надо, это всё – только твоё дело. А ещё после больничного невозможно «без слёз смотреть» на зарплату. Вот эти три причины и обозначаются довольно чётко:

1) трудно найти себе замену на уроках и на всех остальных мероприятиях;
2) недовольна администрация;
3) страдает зарплата.

Когда учитель болеет...
Когда учитель болеет...

Если вдруг заболел наш ученик, мы рекомендуем родителям позаботиться о состоянии ребёнка, оставить его дома, дать возможность отлежаться, окрепнуть, не заражать одноклассников, в конце концов. Однако, мы, учителя, далеко не всегда эти же советы применяем к себе, и у нас на это, как я и написала, много причин.

Фразу, что «Училка вечно болеет» неприятно слышать и от учеников, и от родителей, что и говорить. А вот если неприятности из-за больничного с администрацией, то эта проблема гораздо серьёзнее. Читаю в учительском сообществе:

«Анонимно, пожалуйста.
Скажите, как часто вы себе разрешаете болеть? Работаю первый год в школе и, честно говоря, подхватываю все болячки от детей, сначала корона, теперь ангина.. Поработала две недели и теперь у меня осложнения и решила, что надо себя беречь, ухожу на больничный. Директор позвонила и сказала что это не мой ритм жизни и работы, что лучше подыскать что-нибудь другое, я вышла второй раз на больничный за 3 месяца, потом сказала, что я ничему детей не учу и потребовала заявление об увольнении».

Когда директор потребовала заявление об увольнении....
Когда директор потребовала заявление об увольнении....

Удивительно, что при явном дефиците учительских кадров директор позволяет себе ими разбрасываться. Не устраиваешь администрацию – иди на все четыре стороны. А где терпение, сочувствие и методическая помощь? Далеко не всегда молодые специалисты сразу соответствуют всем стандартам педагога. Поддержите, директор! Помогите! Так думают и учителя, которые поодерживают молодую коллегу словом:

«Разрешить себе болеть… Звучит ужасно. Любите себя и берегите. Последствия перенесённых на ногах болезней могут быть и отсроченными, организм не железный. Если вас «тюкают» за то, что вы болеете, может, действительно стоит поискать школу с более понимающей администрацией? А то вы и, как работник, ходите никакая, и детей с коллегами заражаете, зато на рабочем месте… Да и не по-человечески так со стороны начальства».

«Вы только что пришли в школу, рассадник всякой заразы, и вот вся эта гадость набросилась на Вас, новенькую, такую вкусненькую, свежую, иммунитет ещё не выработавшую. Поработаете, организм адаптируется, будете болеть меньше. А директора шлите в пешее эротическое».

-3
«В первую очередь нужно думать о своем здоровье.
Директор пусть оставит свое мнение при себе. Учителя уволить по статье очень сложно, только если сам напишет заявление.
Поэтому можете не писать заявление и работать.
Будут уменьшать нагрузку или заваливать каким-то дополнительными заданиями. Делайте то, что входит в должностные инструкции. Они часто написаны размыто и без конкретики».

«И этим, что вы написАли, всё сказано. Что мы никому не нужны, всем наплевать на наше здоровье. У руководства своя цель – чтобы мы много работали, без выходных и больничных, рот не открывали и всё. Никого не слушайте. Думайте в первую очередь о своём здоровье. Ничего не пишите. Работайте, как работали и научитесь говорить слово «нет». Выздоравливайте!»

Не болейте, дорогие коллеги!
Не болейте, дорогие коллеги!

Действительно, с позиции жёсткой администрации, получается, что болеть нежелательно или даже – нельзя! Мне, к великому счастью, не довелось за время работы сталкиваться ни с прямым, ни с косвенным запретом на больничные, потому что администрация в моей школе всегда была адекватная и лояльная.

Но с другой стороны, есть немало примеров, когда учитель готов пренебречь самим собой и даже здоровьем ребёнка, чтобы не навлечь на себя гнев начальства или родительского сообщества.

Это не дело, коллеги! Вы обычно, как ведёте себя, когда обнаруживаете симптомы болезни? Вооружаетесь обезболивающими лекарствами или отправляетесь за больничным листом? Что думаете по этому поводу?